Появившись в 70-х годах, мотоциклы семейства JAWA представляли собой совершенно новую концепцию двухколесного транспортного средства.
Хотя, на первый взгляд все параметры мотоцикла стандартны – электропроводка Ява 350, схема работы двигателя и электрические системы встречалась и раньше на других моделях, включая и отечественные.
Заводская схема электропроводки Ява 350 образца 1976 года
Фантастическая популярность
Отечественная промышленность в 70-е годы также не стояла на месте и предлагала потребителям ряд моделей мотоциклов (см. также статью о схеме проводки мотоцикла Урал ).
Однако:
- по соотношению скоростных качеств и комфорта,
- а также в сочетании с надежностью и простотой в обслуживании своими руками,
мотоциклам из Чехословакии не было равных. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: в 1976 году в стране было зафиксировано более 1000 000 владельцев мотоцикла семейства JAWA.
Фирменное фото сети «Спорттовары», продававшей мотоциклы JAWA в СССР
Столь огромная популярность объяснялась довольно просто – отсутствие у граждан технической возможности путешествовать:
- Даже имея средства на покупку, легковой автомобиль нужно было ждать в очереди страждущих по нескольку лет,
- Отечественные мотоциклы отличались низкой надежностью и не годились для комфортных многокилометровых поездок (см. также о деталях схемы проводки ИЖ Планета 5).
Справочно: свой индекс «350» мотоцикл чешского производства получил от двигателя, чей объем составлял 350 куб. см.
Двухцилиндровый силовой агрегат имел мощность от 12 до 18 л.с. в зависимости от года выпуска.
Особенности комплектации
Мотоцикл поставлялся в СССР в нескольких модификациях:
- «JAWA 250» модели 559-07 – вариант с 6В оборудованием и 250 кубовым мотором мощностью 12 л.с. Выпускался с 1969 года,
- «JAWA 350» модели 634-04 вариант с 6В оборудованием и 350 кубовым мотором мощностью 16 л.с. Выпускался с 1973 года,
- «JAWA 350» модели 634-08 – вариант с 12В оборудованием на 16-ти дюймовых колесах. Выпускался с 1977 года,
- «JAWA 350» модели 638 – последняя из поставлявшихся в СССР моделей. Выпускался с 1986 года и отличался увеличенными до 18-ти дюймов колесами и иной формой рамы.
Цена подержанной Явы в 2 раза превышала цену нового отечественного мотоцикла
Источники питания электрооборудования
Особенностью чешского мотоцикла был генератор, позволявший эксплуатировать Яву без аккумуляторной батареи. В его конструкции был заложен способ возбуждения электрического тока, достаточный для подачи искры в момент запуска двигателя.
Заводская черно-белая инструкция – основные узлы генератора
На представленной схеме цифрами обозначены:
- статор генератора JAWA,
- рычаг прерывателя,
- электронный регулятор напряжения,
- панель реле-регулятора4-клеммная,
- конденсаторы 2 шт. – на каждый цилиндр.
Справочно: генератор представлял собой систему изолированных радиальных ламелей. Внутри статора располагались катушки и вращающийся ротор с обмоткой.
В процессе вращения в обмотке возбуждения образовывалось магнитное поле, а переменный ток преобразовывался в постоянный через электронный преобразователь.
Аккумуляторная батарея
Вместе с новым мотоциклом в комплекте шла аккумуляторная батарея щелочного типа на 14 Ампер-часов.
Ее особенность заключалась в том, что:
- АКБ поставлялась в сухозаряженном состоянии,
- Перед эксплуатацией требовалось заполнить ее электролитом,
- Рекомендовалось зарядить АКБ перед началом работы в течение 5-6 часов.
На практике все происходило иначе:
- Счастливый владелец привозил с собой в магазин готовый электролит,
- Заполнял им емкости АКБ,
- Заводил мотоцикл «с толкача»,
- Эксплуатировал (ехал домой).
Справочно: рекомендуемый производителем дополнительный заряд батареи нужен для того, чтобы свинцовые пластины пропитались электролитом под воздействием электрического тока.
Благодаря этому, ресурс АКБ возрастал до 4-5 лет, тогда как нарушение этой рекомендации сокращало срок службы до 1-2 лет.
Электрические компоненты мотоцикла
Проводка на Яву 350 была известной среди мотоциклов данной эпохи (см. также схему проводки ИЖ Юпитер 5).
На чешской модели использовалась однопроводная 6-ти вольтовая, питающая:
- цепь системы зажигания,
- цепь габаритов с указателями поворотов и освещения,
- цепь головного света.
Заводская цветная схема проводки Ява 350
В освещение мотоцикла Ява входит:
- лампы указателей поворотов передние (21Вт),
- лампы указателей поворотов задние (21Вт),
- лампы подсветки шкалы тахометра (28Вт),
- лампы подсветки шкалы спидометра (2Вт),
- контрольная лампа оранжевого цвета режима работы указателей поворотов (2Вт),
- зеленая лампа режима «нейтраль» трансмиссии (2Вт),
- красная лампа контроля работы генератора (2Вт).
Кроме того, проводка Ява 350 имела управляющие устройства для работы электросхем на мотоцикле:
- Реле-прерыватель указателей поворотов,
- Замок зажигания,
- Звуковой сигнал,
- Реле заряда АКБ,
- Включатель стоп-сигнала,
- Аварийный выключатель зажигания.
Выводы: надеемся, что данная статья и видео об особенностях мотоциклов JAWA помогут вам в эксплуатации транспортного средства. А цветные схемы позволят правильно осуществить технический уход.