Технические возможности автомобилей семейства Нива таковы, что любое бездорожье им по плечу. Но вот для обслуживания подсобного хозяйства объема багажного отделения маловато.
И решить проблему мог бы прицеп, но автопроизводитель не предусмотрел в конструкции автомобиля штатные места для установки фаркопа.
Самодельный фаркоп на Ниву
Справочно: Тягово-сцепное устройство (ТСУ), именуемое также фаркоп, предназначено для шарнирного соединения буксируемого прицепа и автомобиля.
Его конструкция должна соответствовать ОСТ 37.001.096-84.
Эксплуатационные риски
По этой причине производством не выпускались и фаркопы, что спровоцировало рост всевозможных кустарных производств.
Их «изделия» предполагали 2 вида установки своими руками ТСУ на автомобиле:
- Закрепление фаркопа на направляющих заднего бампера,
- Крепление ТСУ к лонжеронам и кузову автомобиля.
На фото способ установки ТСУ на кронштейнах бампера
Кроме того, «кустари» учитывали и желания владельцев оснастить свои Нивы газобаллонным оборудованием, что предусматривало установку баллона в задней части кузова. По этой причине конструкция ТСУ с креплением к лонжеронам выглядела довольно необычно.
Установка фаркопа на Ниву 21214 с газобаллонным оборудованием предусматривала только такой вариант
Обратите внимание!
Естественно, что никаких динамических испытаний ТСУ, проводимыми по стандартам ГОСТ Р 41.55-2005 никто не проводил.
И автовладельцы подвергали свои автомобили опасности, что нередко провоцировало ДТП.
Вырванные «с мясом» точки крепления фаркопа – закономерный итог неправильной установки
Появление новой Нивы
Все изменилось с появлением в линейке АвтоВАЗа новой модели – Шевроле Нива:
- Производитель предусмотрел точки крепления ТСУ,
- Они были усилены и оснащены резьбовыми соединениями,
- Для эксплуатации без фаркопа места крепления изначально заклеивались специальным скотчем.
Заводская инструкция допускала буксировку прицепов массой до 1300 тонн
Обратите внимание!
Автопроизводитель заключил договоренности с производителями ТСУ, что привело к унификации деталей для сцепного устройства, тем самым обезопасив автомобили и их владельцев.
Это относится не только к семейству Шевроле установка фаркопа на Приору универсал также стала более безопасной.
Благодаря этому, каждый владелец новых автомобилей АвтоВАЗа может самостоятельно приобрести и установить комплект ТСУ. Кроме буксировки, фаркоп нередко выполняет и функции дополнительной защиты днища кузова, также как и изготовление наклеек на фары, защищающее стекла от летящих камней.
Монтаж фаркопа
Сам процесс установки покупного ТСУ довольно прост и состоит из двух этапов:
- Непосредственного монтажа силовых элементов,
- Подключения штепсельной розетки к электрической схеме проводки автомобиля Нива Шевроле.
Установка силовых элементов
Установка фаркопа займет всего пару часов
- Устанавливаете автомобиль на яме (эстакаде или подъемнике),
- Очищаете от грязи и пыли места крепления,
- Срываете заводской скотч, закрывающий резьбовые отверстия,
- Прикладываете фаркоп,
- Покрываете болты, идущие в комплекте графитной смазкой,
- Затягиваете их, надежно устанавливая и фиксируя фаркоп к кузову автомобиля.
Совет!
Специалисты советуют обработать места соединения деталей ТСУ с кузовом автомобиля с помощью антикоррозийного покрытия.
Подключение электрики
Более сложным этапом работ будет интеграция электрических компонентов фаркопа со штатной проводкой. Поскольку цена ошибки может быть слишком высока – от короткого замыкания и выхода из строя электрических деталей, до воспламенения изоляции проводки.
Для работы вам потребуется схема электропроводки на Ниву Шевроле, например, из заводской инструкции, а также схема распиновки штепсельной розетки.
Схема контактов розетки фаркопа
Обратите внимание!
Если вы собираетесь эксплуатировать европейские прицепы (кемпинги, трейлеры), то у них 9-ти контактные розетки.
Два дополнительных контакта отвечают за электроснабжение бытовых приборов трейлера.
Порядок подключения розетки будет следующим:
- Отключаете аккумуляторную батарею,
- Снимаете заднюю блок-фару,
- Определяете по электрической схеме нужный вам цвет провода,
- Зачищаете изоляцию,
- Прикручиваете и тщательно пропаиваете с помощью паяльника соединительный провод,
- Свободный конец присоединяете к нужному контакту штепсельной розетки,
- Повторяете операцию для остальных 6-ти контактов,
Для врезки задействуйте штатную проводку задних фар
- Изолируете с помощью изоленты место врезки,
- Устанавливаете обратно блок-фару,
- Подключаете АКБ и проверяете работоспособность электрической цепи (повороты, стоп-сигналы, габариты) (см. также статью Электропроводка Нива 21213: особенности унификации).
В заключение
Выражаем уверенность, что установка ТСУ не создаст вам никаких трудностей. А изложенные в статье материалы и советы помогут избежать ошибок и ненужных трат. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.