Схема проводки Ява 638: особенности трехфазного генератора и выпрямителя переменного тока

Первые модели мотоциклов семейства JAWA потребовали внесения улучшений, что с успехом и осуществлял чешский производитель на протяжении всех лет выпуска. И если вначале модель Явы номер 634 (см.схему проводки) перешла на 12-ти вольтовое оборудование экспериментально, то модель 638 получала данную конфигурацию уже штатно.

Заводская схема электропроводки Ява 638 на чешском языкеЗаводская схема электропроводки Ява 638 на чешском языке

Особенности электрооборудования

Переход мотоцикла на систему электропитания 12В позволил решить ряд задач:

  1. Установка нового генератора номинальной мощностью 14В (210 Вт) решала вопрос обеспечения потребностей в электроэнергии всех потребителей,
  2. Владелец мог без проблем установить дополнительную противотуманную фару,
  3. Электрооборудование прицепной коляски также обеспечивалось мощностью штатного генератора.

Цветная схема проводки на Яву 638, публикуемая журналом «ЗР»Цветная схема проводки на Яву 638, публикуемая журналом «ЗР»

Справочно: возросшая цена мотоцикла была непринципиальной, поскольку благодаря ей улучшилось искрообразование, повысилась надежность, увеличился световой поток головного света фар и габаритных огней, что повысило уровень безопасности на дороге.

Трехфазный генератор

Основными элементами нового 12В генератора являются:

  1. Ротор,
  2. Статор,
  3. Литой кожух,
  4. Держатель со щетками.

Черно-белое фото строения генератора Ява 638Черно-белое фото строения генератора Ява 638

По принципу действия, генератор представляет собой:

  1. вращающийся электромагнит (ротор) с намотанной на ось (сердечник) обмоткой возбуждения, пропитанной полиэфирной смолой,
  2. электрическая цепь генератора подключена к ротору через два контактных кольца,
  3. на другом конце ротора устанавливается кулачок прерывателя зажигания,
  4. при вращении двигателем генератора, магнитный поток в обмотке возбуждения пересекает перпендикулярные провода обмотки статора,
  5. в результате электромагнитной индукции, в них возникает электрический ток.

Справочно: при такой компоновке роторной обмотки возбуждения тока и статорной, возникает электрический ток, КПД которого превышает параметры ранее использовавшегося генератора 6В на мотоциклах Ява. Это позволяет даже на низких оборотах осуществлять зарядку аккумуляторной батареи.

Выпрямитель переменного тока

Поскольку на мотоцикле применяется трехфазный синхронный генератор электрического тока, то вырабатываемую им энергию необходимо было превратить в постоянную. Именно для этих целей и предназначен выпрямитель (см. схему электропроводки Ява 350).

Благодаря размещению выпрямителя в подседельном ящике, его можно обслуживать своими рукамиБлагодаря размещению выпрямителя в подседельном ящике, его можно обслуживать своими руками

Однако, при переводе электрооборудования на 12В производитель столкнулся с трудностями:

  1. из-за значительно возросшей температуры корпуса генератора, размещать диоды выпрямителя непосредственно на кожухе статора оказалось невозможно,
  2. выпрямитель разместили в ящике под седлом, предусмотрев его охлаждение воздухом через всасывающий патрубок глушителя и отверстие правой крышки ящика.

Отбор максимального тока

Официальная инструкция производителя помимо технического регламента, предписывала и рекомендации, касающиеся отбора максимального тока у генератора:

  1. Мощность в 15А допустима к отбору при условии, что температурный режим статорной обмотки не превышает 155С,
  2. С прицепной коляской Ява-638 и со всеми постоянно включенными потребителями допускается длительное подключение еще одного потребителя, мощность которого не превышает 42Вт (3А),

Справочно: данная рекомендация касается климатической зоны, где максимальная температура окружающего воздуха не превышает 30-40С, и двигатель работает на малых оборотах, не давая генератору развить полную мощность.

Проводка Ява 638: цвета и обозначение основных соединенийПроводка Ява 638: цвета и обозначение основных соединений

При более высоких температурах, например, при эксплуатации мотоцикла в южных широтах, существует риск теплового повреждения статорной обмотки. Также высока вероятность, что проводка на Яву 638 может получить повреждения изоляции.

Выводы

Надеемся, что представленная в статье информация и видео об особенностях модернизации мотоцикла Ява (в том числе, и его проводки) даст исчерпывающие сведения по эксплуатации данного транспортного средства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
mosautorent.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: