Что такое износ шин и как его определить

Поведение автомобиля на дороге во многом зависит от шин. Именно они влияют на возможность движения по дорогам с самым различным покрытием, тормозной путь, удержание траектории при вхождении в повороты и пр. Сами шины изготавливаются из резины, что обеспечивает хорошие сцепные качества и бесшумность, но при этом использование этого материала сказывается на сроке службы. Постоянный контакт с дорожным полотном, перепады температур, трение приводит к тому, что шина просто стирается, точнее изнашивается ее основная рабочая поверхность – протектор, и полноценно свои функции она не выполняет. От «лысого» колеса (со стертым протектором) хороших сцепных качеств ожидать не стоит, что в свою очередь сказывается на безопасности движения.

так устроена шина

Структура шины

Что влияет на износ шин?

причины износа шин

Какой бы качественной не была шина, со временем она сотрется и потребуется ее замена. Но одно дело, когда она отходила вполне нормальный срок, приблизительно совпадающий с заявленным производителем пробегом, при этом износ – равномерный (по всей окружности рабочей поверхности) и, совсем другое, если шина не отходила и половины заявленного ресурса, а стертость ее – неравномерная. И здесь уже дело больше касается финансовой части, поскольку менять каждый сезон резину – достаточно дорогое удовольствие.

Срок службы комплекта шин зависит от ряда факторов:

  • качества материала изготовления,
  • технической исправности авто,
  • особенностей эксплуатации,

Что касается материала изготовления, то здесь все понятно. У шин из низкосортной резины с большим содержанием сажи очень быстро сотрется протектор, возможны разрывы корда, поскольку сам материал просто не способен выдерживать нагрузки, которые приходятся на колеса.

Техническая исправность некоторых составных частей достаточно серьезно сказываются на ресурсе шин. К таким узлам можно отнести подвеску, тормозную систему, рулевой механизм. Неисправность и нарушение регулировок каждой указанной составляющей обязательно приведут к неравномерному износу. Сюда также можно отнести и техническое состояние самих колес – несоответствие давления воздуха в шинах, разбалансировка, длительная стоянка авто без движения – одни из основных причин неравномерного и быстрого износа протектора.

Видео: Неравномерный износ шин.

Что касается особенностей эксплуатации, то влияние на состояние шин может оказать агрессивный стиль езды с частыми пробуксовками, несоответствие типа резины по сезону (особенно, если осуществляется эксплуатация зимней резины в летний период), частые или постоянные поездки по дорогам, покрытых гравием и щебнем.

Стоит отметить, что износ шин еще зависит и от оси на которой они используются. Если это управляемые колеса, то у них больше стираются боковые зоны рабочей поверхности. Все это из-за того, что при изменении траектории движения (при повороте), все воздействующие на колесо силы приводят к деформации шины, в результате чего она больше контактирует боковыми поверхностями протектора, а не центральной. Что касается ведущей оси, то у нее такого ничего нет, наоборот у нее основное пятно контакта приходятся на середину протектора.

У переднеприводных же авто все это сочетается, поэтому износ передних шин более равномерный, но протектор у них стирается быстрее, чем у колес, установленных на задней оси.

Поскольку от состояния шин зависит безопасность движения, управляемость авто, тормозной путь, то следует периодически проводить осмотр их на наличие дефектов, а также проверять глубину остаточного протектора.

Примечательно, что неравномерность износа шин имеют свои определенные причины, поэтому определить, что послужило этому несложно. Вот только сами колеса уже не восстановить, поэтому все предпринятые меры помогут сохранить шины, которыми будут заменены поврежденные.

Читайте также: Что означают цифры на шинах или как расшифровать маркировку шин.

Виды неправильного износа

Сами распространенными видами неравномерного износа являются:

  1. Износ шин по краям протектора с обеих сторон (по всей окружности).
  2. Износ протектора в центральной части (по окружности).
  3. Односторонний износ края.
  4. Стирание боковины или средней части рабочей поверхности (местами).
  5. Грыжа на колесе.
  6. Возникновение плоскости на поверхности шины.

износ по по краям

Износ шины по обеим краям

Пройдемся по каждому виду. Итак, износ по краям с обеих сторон резины (визуально видно, что по бокам протектор стерт значительно сильнее, чем в центральной части) указывает на то, что давление в колесах ниже нормы. Происходит это из-за того, что в центральной части шина прогибается, и основная нагрузка приходится на боковые зоны. Стоит отметить, что к такому результату приводит эксплуатация шин с недостаточным давлением значительный период.

износ средней части протектора

Износ центральной части протектора

А вот износ в центральной части указывает на чрезмерное давление в шинах. При таких условиях закругленность рабочей поверхности выше, поэтому с дорогой контактирует только средняя часть протектора, а боковые просто ее не касаются.

ест внутреннюю часть резины

Односторонний износ шины

Односторонний износ, чаще всего это износ внутренней части резины – результат неправильно установленных углов развала/схождения. Если стертость замечена с внутренней стороны, то углы сильно завалены в отрицательную сторону, а износ резины снаружи – то значение развала положительное (для переднеприводных машин эти углы должны составлять 0).

Выше перечислены износы резины получаются по всей окружности колеса. Но часто бывает так, что потертости на шине имеют вид пятен, причем их может быть несколько или всего одно. Обычно такие виды износа образуются в средней части протектора, хотя бывают и на боковых зонах.

износ пятнами

Износ пятнами

Если таких пятен несколько, и расположились они по окружности, то это может указывать на:

  • разбалансировка колеса,
  • нарушение геометрии элементов тормозной системы (овальность барабана или волнистость диска). В результате при интенсивном торможении в определенных местах колесо просто блокируется, тем самым повышенному трению подвергается один и тот же участок шины,
  • чрезмерный износ подвески, рулевого механизма,

пятно от экстренного торможения

Износ шины от экстренного торможения

А вот если замечено только одно пятно, то это является результатом экстренного торможения, при котором колеса были полностью заблокированы.

Шишка на шине

Грыжа на колесе

Появление «шишек» на шине является результатом использования в конструкции низкокачественного корда, сильных ударных нагрузок, при которых кордовые нити просто рвутся, и шина теряет прочность.

плоская поверхность шины

Деформация шины при длительной стоянке

Появление площадки (плоской поверхности) на окружности шины является результатом длительной стоянки авто без движения. Поэтому участок колеса, который контактировал с полотном, принял его форму. При этом, если не обратить на это внимание и начать эксплуатировать  автомобиль, то в месте этой площадки будут возникать повышенные нагрузки (биение), которые приведут к появлению стертого пятна. Но этот вид износа очень легко устранить, путем подкачки колес, после чего авто нужно сдвинуть с места и оставить на время (давление воздуха восстановит поверхность).

Все перечисленные виды износа (кроме последнего) влияют на безопасность движения, поэтому такие шины уже требуют замены, хотя и не срочной (не касается появления грыж на колесе). Но в ближайшее время их все же придется заменить.

Как определить износ шин

Нормальный износ шин это, если остаточная глубина протектора более установленных законом норм. Для разных категорий транспорта эти нормы разные. Для легковых автомобилей нормальным износом считается, если остаточная глубина протектора будет более 1,6 мм для летней резины и более 4 мм для зимней.

Причем определение степени износа шин может быть разным:

Индикатор износа

Индикатор износа в центральной канавке

цифровой индикатор износа

Цифровой индикатор износа резины

замер глубины протектора

Так определяют износ резины с помощью измерительного инструмента

  1. Некоторые производители устанавливают индикаторы износа в продольной канавке протектора. Изначально индикатор находится в глубине протектора, но по мере износа он становиться ближе к поверхности. Если отмечено, что этот индикатор начал стираться от контакта с дорогой, это указывает на граничный износ и надобность в замене шины.
  2. Другие производители наносят цифровые индикаторы. То есть, на поверхности секций протектора нанесены цифры, которые исчезают по мере износа.
  3. Также для определения степени износа могут использоваться цветовые индикаторы (в резину впаивается слой определенного цвета). Как только этот слой становиться заметным, это является сигналом граничного износа.
  4. Использование измерительного инструмента. Самый простой и при этом надежный способ. При помощи специального глубиномера или обычного штангенциркуля всегда можно проверить состояние протектора, причем в любом месте по окружности шины.

Видео: Об индикаторе износа шин

Какими бы качественными не были шины, они в процессе эксплуатации сотрутся. Но как быстро это произойдет – зависит от водителя. Умеренный стиль езды, своевременное обслуживание составных частей ходовой части, поддержание давление колеса в рамках нормы позволит значительно продлить срок службы шин. При этом не стоит забывать о безопасности, на которую колеса тоже влияют, поэтому следует периодически проверять высоту протектора и менять шины в случае их износа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
mosautorent.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: