Отыскать ровную дорогу в России можно только зимой. Во все остальные времена года поездка на автомобиле становится настоящим испытанием для колес и подвески.
Как появляется яма на дороге?
Чтобы на дорожном покрытии появилась яма не нужно каких-либо особых усилий. Весь процесс появления выбоин и ям начинается с лужи. Правда, на дне должна быть небольшая трещинка в асфальте. Именно трещина наполняется дождевой водой. А вот дальше большую роль играют автомобили, которые за счёт веса, заставляют трещину наполниться водой ещё больше. Размеры повреждения асфальта увеличиваются, и на месте трещины появляется сначала небольшая, а затем и большая яма.
Чем интенсивнее движение на участке дороги с повреждением, тем быстрее увеличиваются размеры дефекта в асфальте.
Допустимый размер выбоины и ямы по ГОСТу?
Нормативный акт для ям и колдобин действительно существует. И называется он ГОСТ Р 50597-93. В этом документе указаны требования, предъявляемые к состоянию дорожного полотна, которые является допустимым для обеспечения безопасных условий при организации дорожного движения.
Помимо общих требований в документе чётко расписаны параметры эксплуатационного состояния асфальтового покрытия на улицах городов и иных населенных пунктов. Данный ГОСТ содержит информацию и о требованиях, которые применяются к техническому состоянию всех средств, используемых при организации дорожного движения.
Если эксплуатационное состояние асфальта не соответствует параметрам, прописанным в документе, то на него должно быть введено ограничение, подразумевающее даже запрет проезда по такому участку дороги вплоть до устранения несоответствий.
По рассматриваемому вопросу следует внимательно ознакомиться с пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа, который гласит, что покрытие дороги не должно быть с просадками, выбоинами, иными повреждениями, которые могут затруднять передвижение автомобилей со скоростью, разрешенной на данном участке дороге ПДД.
Есть ещё и пункт 3.1.2, в котором подробно прописаны максимально допустимые размеры ям на асфальтовом покрытии. Так длина повреждений асфальта не может быть больше 15 сантиметров, а их ширина и глубина ям не должны быть более 60 и 5 сантиметров соответственно.
Если автомобиль получил повреждения при попадании в яму, не соответствующую размерам, прописанным в ГОСТе, то ответственность за такое обстоятельство ложиться на организацию, обслуживающую этот участок дороги.
Что делать, если машина получила повреждения на выбоине
Любой наезд на яму, даже не повлекший серьёзных повреждений машины, приравнивается к ДТП. Однако большая часть водителей не знают этого факта. А ведь он прописан в пункте 1.2 ПДД. Не нужно просто выходить из машины, менять повреждённое колесо на запасное и уезжать с места ДТП.
Хотя практически каждый водитель, если дело не касается повреждения машины на большую денежную сумму, поступает именно так. А некоторым просто лень заниматься отстаиванием своих прав.
Только небольшая часть автовладельцев готовы добиваться возмещения ущерба из-за попадания автомобиля в дорожную яму. Такие люди помнят главное правило и всегда руководствуются им : получить материальную выплату можно только тогда, когда доказательства собраны на месте происшествия, а не после посещения автосервиса и вынесения механиком неутешительного вердикта.
Последовательность действий
Первое, что необходимо сделать при наезде колесом в яму, прописано в ПДД под пунктом 2.5. При ДТП с ямой водитель, который имеет к нему причастность, должен незамедлительно остановиться и не съезжать с этого места, включить аварийку и установить на положенном расстоянии знак аварийной остановки. Запрещается передвигать любые предметы, которые непосредственно касаются происшествия.
Затем необходимо позвонить в ГИБДД и вызвать автоинспекторов на место для оформления соответствующих документов. Не стоит тянуть со звонком, так как до момента их прибытия может пройти несколько часов.
Важно помнить, что нельзя самостоятельно составлять схему ДТП и с этим рисунком самому ехать в отделение дорожной полиции.
Бывает так, что в автоинспекции могут отказаться выезжать для оформления происшествия, узнав его суть. В таком случае от водителя требуется уточнить должность и фамилию сотрудника, принявшего звонок. Далее надо набрать номер горячей линий или дежурного городского отдела внутренних дел и сообщить ему об отказе в оформлении ДТП. После такого звонка ситуация решится и ближайший наряд ГИБДД приедет на место в кратчайшие сроки.
Во время ожидания сотрудников полиции стоит попытаться отыскать очевидцев попадания автомобиля в яму и заручиться их согласием на подтверждение данного факта.
Поиском свидетелей надо заняться сразу, потому что уже через несколько минут вряд ли удастся кого-либо найти. Лучшим свидетелем может стать водитель автомобиля, который двигался сзади. Будет просто отлично, если у него установлен регистратор. Так можно доказать и факт происшествия, и скорость, с которой двигался автомобиль в момент возникновения ДТП с ямой.
Если отыскать свидетелей не удалось, то можно немного схитрить. Достаточно просто набрать по телефону друзей, которые могут приехать и подтвердить сотрудникам ГИБДД факт наличия повреждения дороги. Свидетельских показаний этих людей хватит для оформления доказательной базы.Чтобы быть уверенным в решении ситуации в свою пользу, необходимо привлечь двух или трёх свидетелей. Если автовладелец ехал не один, а с пассажирами, то и эти люди являются свидетелями происшествия. Такой факт облегчает поиск очевидцев.
Как только поиск свидетелей окончен, можно приступать к фотографированию. Делать снимки можно и с помощью телефона. Главные требования – чёткое изображение и соблюдение определённых критериев.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Какая ответственность за ДТП: штраф, лишение, административная или уголовная?
- Оставление места ДТП: наказание и последствия, если виновник скрылся с места аварии
Как вести фотосъёмку?
Съёмка места ДТП должна осуществляться с нескольких дистанций.
Первую фотографию надо делать на расстоянии не менее 60 метров от места аварии. Таким образом можно подтвердить место ДТП за счёт наличия на снимке объектов инфраструктуры. Идеальным фото станет снимок с табличкой, где видно название улицы, номер ближайшего дома.
Следующая фотография делается на дистанции не более 30-40 метров от места происшествия. Этот снимок должен зафиксировать общий вид ситуации, к примеру, была ли у водителя возможность обнаружить опасность. Кроме того, на фотографию должен попасть регистрационный знак транспортного средства. Также на фото должно быть видно подтверждение отсутствия дорожных указателей, ограждения и иных предупреждающих элементов о приближении к яме.
Все последующие фотоснимки должны быть посвящены видимым повреждениям на машине и причине происшествия, то есть повреждению дорожного полотна.
Любое обнаруженное повреждение необходимо сфотографировать максимально крупным планом. Фотографии ямы надо сделать так, чтобы было понятно, какие у неё размеры. Для этого можно воспользоваться помощью любого подручного предмета, размеры которого достоверно известно (например, бумажный лист А4). А лучше всего взять рулетку, если она под рукой. Если рулетки нет, то выбранный предмет укладывается рядом с выбоиной таким образом, чтобы в кадре были зафиксированы и яма, и предмет.
Ограничений по количеству снимков быть не может, так как чем больше доказательств будет получено, тем выше вероятность получить компенсацию за повреждение автомобиля. Все вышеназванные действия надо провести и при видеофиксации обстоятельств происшествия.Чтобы сделанными фотоснимками можно было воспользоваться при рассмотрении дела о возмещении ущерба, надо в обязательном порядке дополнить их актом о фотографировании или видеосъемке. Выбор документа зависит от способа фиксации происшествия и полученных повреждений.
Когда производилась фотосъемка, то к указанному акту нужно приложить ещё и фототаблицу. Делается она несложно и не отнимет у автовладельца много времени.
Как оформляется фототаблица?
Первым делом необходимо скинуть все фотографии на компьютер. Затем надо использовать программу Microsoft Word, в которой создаётся новый документ и на каждый лист размещается по несколько фотографий. Такой вариант фототаблицы считается самым удобным. В конце всех листов с фотографиями надо оставить место для трёх подписей: первая – владельца автомобиля, две других – тех граждан, которые выступают в роли свидетелей.
Заполнение акта о фотографировании проводится по образцу.
Образец акта
Акт о производстве фотографирования.
Солнечногорск 30 июня 2017г.
Мною, Ивановым Сергеем Викторовичем, проживающим по адресу: г. Солнечногорск, ул. Красная д.91 корп.1 кв.13,составлен настоящий Акт о том, что 30 июня 2017 года в 18:32 мною в присутствии:
1. Иванова Дмитрия Сергеевича, проживающего по адресу г. Солнечногорск, ул. Красная д.91 корп.1 кв.13,
2. Ивановой Елизаветы Владимировны, проживающей по адресу г. Солнечногорск, ул. Красная д.91 корп.1 кв.13,
цифровой фотокамерой «LG» была выполнена фотосъемка асфальтового покрытия дороги, которая располагается на ул. Почтовая от дома No11по направлению к перекрёстку с улицей Рабочая.
К Акту прилагается таблица с фотоснимками на 3 листах.Подпись: _______________ С.В. Иванов
Как оформить ДТП по приезду ГИБДД?
Оформление документов с фотографии будут после оформления документов на месте происшествия. По этой причине важно разобраться, как вести себя на месте после прибытия автоинспекторов.
В первую очередь, контролируйте сотрудника полиции на предмет правильности оформления факта ДТП.
При составлении схемы происшествия важно следить за тем, чтобы в протоколе были чётко прописаны следующие обстоятельства:
- Размеры повреждения дорожного полотна,
- Место нахождения ямы по отношению к краю проезжей части,
- Место расположения машины после попадания в яму,
- След тормозного пути колес,
- Факт не установленных предупреждающих знаков или ограждения.
Если любая из указанной информация отсутствует в схеме места происшествия, тогда надо настоять на том, чтобы сотрудник ГИБДД её пометил.
Перечень бумаг, которые должны быть составлены автоинспектором и в последующем потребуются для получения материальной компенсации, выглядит так:
- справка о случившемся ДТП,
- его схема,
- протокол проведения осмотра места ДТП,
- административный протокол, который составляется на основании статьи КоАП под номером 12.34. Эта статья подразумевает наказание должностных лиц за невыполнение ими требований, способствующих обеспечению безопасности в процессе организации движения во время проведения ремонтных работ на дороге,
- постановление по возбуждению административного дела в отношении дорожной организации и её должностных лиц, которые отвечают за состояние дороги на данном участке.
Кроме того, автовладельцу потребуется акт обследования дорожных условий на месте происшествия. Этот документ составляет сотрудник ГИБДД. Указанный акт включает в себя чёткое описание дорожных условий с мельчайшими подробностями.
Необходимость последнего акта обусловлена тем, что по специфике судебных разбирательств по выплате компенсации, автовладелец обязан предоставить доказательства несоответствия условий на дороге имеющимся требованиям ГОСТов.
Может ли ГИБДД привлечь по статье 10.1 ПДД?
К сожалению, нередко возникает ситуация, когда сотрудник ГИБДД вместо оформления приведённой выше документации, пытается переквалифицировать события и возложить вину на водителя. А конкретнее, обвинить его в совершении правонарушения, которое предусмотрено пунктом 10.1 ПДД. Согласно этому пункту, в случае появления опасности при передвижении, которую автолюбитель может обнаружить или предвидеть, он обязан принять исчерпывающие меры по уменьшению скорости вплоть до момента полной остановки машины.
Однако в данном пункте чётко сказано, что опасность водитель может обнаружить сам. Рассматриваемая ситуация этого не подразумевает, так как высмотреть повреждение дороги, особенно неогороженное и необозначенное, да ещё и в вечернее или ночное время, очень сложно. И даже невозможно. Даже при движении на совсем небольшой скорости вероятность угодить колесом в яму довольно высока.
Бывает и так, что машина следует за большегрузом. Естественно, грузовику ничего не будет при проезде по яме. А вот легковое транспортное средство может столкнуться с большими проблемами.
Так о каком нарушении может вестись речь?
Водителю придётся доказывать факт того, что препятствие возникло внезапно, и у него не было возможности увернуться от выбоины.
В качестве доказательной базы можно использовать сделанные ранее фотоснимки с чётко видными фактами отсутствия ограждений и указателей опасности.
Если полицейский не приемлет доводов водителя, тогда остаётся звонить дежурному УВД или в службы собственной безопасности. При этом звонок необходимо осуществлять в присутствии сотрудника ГИБДД, чтобы он слышал, о чём идёт разговор.
Когда автоинспектор и после такого звонка остаётся невозмутимым, тогда надо писать жалобу, в которой подробно излагаете порядок действия полицейского. Жалобу можно подать или в региональный отдел ГИБДД, или сразу в прокуратуру.
Этот момент является очень важным для достижения успеха всего мероприятия по получению компенсации.
Если инспектор дорожной полиции не вменяет водителю указанного нарушения, тогда остаётся лишь удостовериться в правильности заполнения сотрудником всех нужных бланков. Кстати, получить сразу справку о ДТП и административное постановление не получится, так как эти документы выдаются только в ГИБДД спустя определённое время.
Когда ситуация принимает иной ход и автоинспектор пытается сделать виновником автовладельца, тогда порядок дальнейших действий будет сведён к тому, чтобы обжаловать действия сотрудника и признать их незаконными.
При оформлении протокола за нарушение статьи 10.1 водитель не получит протокола об административном правонарушении, которое предусматривает статья 12.34 КоАП. Соответственно, не будет оформлен и акт обследования места происшествия. В подобном случае автолюбитель не сможет привести в суде доказательства вины ответственных лиц за получение ущерба автомобиля.
Как бы грустно не звучал этот факт, но положительный результат полностью будет зависеть от настроения и лояльного отношения к водителю сотрудника полиции. Если ДПСник не в настроении, то вряд ли получится добыть необходимые документы и предоставить в суд доказательства, которые поспособствуют получению материальной компенсации за нанесённый ущерб.
Можно обжаловать протокол за нарушение пункта 10.1. Но, даже выиграв это дело, время будет упущено, и ремонтировать пострадавший от ямы на дороге автомобиль придётся из собственного кармана. Согласно практике, на рассмотрение обжалования протокола уходит не менее нескольких недель. А к этому моменту дорожная служба уже залатает проблемную дыру в асфальте. И оказать помощь не сможет даже имеющаяся на руках фототаблица вместе с актом фотографирования места происшествия. Проблема в том, что на руках не будет основных документов – протокола в отношении ответственных за дорогу лиц и акта обследования асфальтового покрытия.
Нет, безусловно, после подтверждения невиновности по статье 10.1 можно говорить о неправомерных действиях полицейских и добиться от данного ведомства составления необходимого акта. Но не надо забывать, что со дня ДТП пройдёт уже не одна неделя. Поэтому по прибытии на место яма может быть заделана, что и будет отражено в документе.
Одними фотографиями доказать степень виновности дорожной службы на судебном разбирательстве не получится. Поэтому лучше всего попытаться доказать непосредственно на месте свою правоту сотруднику ГИБДД, ведь от него и будет зависеть на все сто процентом успех в последующем вопросе компенсации.
Определяем виновника ДТП с ямой
Полная ответственность за полученный ущерб транспортным средством, которое попало в яму с несоответствующими указанному в начале статьи размерами, возлагается на собственника участка данной дороги.
Каким способом можно выяснить информацию о конкретном собственнике определённой автодороги в городе или ином населённом пункте?
На самом деле ничего архисложного в этом нет. От водителя потребуется лишь связаться с отделением ГИБДД. Иными словами, информацию по собственнику дороги устанавливает не автолюбитель, а ГИБДД.
Все реквизиты и данные владельца дороги, на которой произошло ДТП, должны быть внесены в административный протокол, составляемый по статье 12.34.
Когда должностные лица автоинспекции по надуманным или абсолютно нелепым причинам пытаются отказать водителю повреждённого автомобиля в идентификации собственника дороги, тогда можно писать жалобу на такие действия в прокуратуру. Теперь владелец дороги будет точно установлен. Причём сделают это максимально оперативно.
Что дальше?
Как только дорожник выявлен, пускай и с помощью прокуратуры, важно не торопиться бежать в суд, а посетить отдел автоинспекции, сотрудники которого занимались оформлением документации. Здесь стоит запросить справку о ДТП и заверенную копию административного протокола, который составлен в отношении должностных лиц или всего предприятия дорожной службы. Кроме того, потребуется ещё и копия постановления по возбуждению административного процесса.
Кстати, не нужно удивляться тому, что акт обследования места происшествия, который оформляется сотрудником ГИБДД на месте, остаётся в отделении дорожной полиции. Дело в том, что этот документ находится в материале, который был собран ГИБДД. Весь пакет документов будет запрашивать суд при рассмотрении ходатайства по возмещению ущерба автовладельцу. Так что никуда указанный акт из дела не исчезнет.
Только теперь можно готовиться непосредственно к этапу получения компенсации за причиненный автомобилю ущерб.
Оценка ущерба
Чтобы получить выплату от дорожников необходимо провести оценку полученного ущерба и стоимости восстановления машины в результате ДТП с ямой.
Для этого обратитесь в любую городскую организацию, которая занимается независимой оценкой. С представителем компании нужно договориться о месте, времени и дате проведения осмотра транспортного средства и затем предоставить эту информацию виновнику происшествия. Сделать это нужно обязательно в письменном виде.
Обязательно надо удостовериться, что на уведомлении будет проставлен штамп, содержащий входящий номер. Только так можно доказать, что виновник был приглашен на место проведения осмотра и оценки полученного ущерба.
Когда осмотр окончен, сотрудник компании, проводивший это мероприятие, в течение нескольких дней должен предоставить собственнику автомобиля отчёт, содержащий смету восстановительных работ автомобиля. Имея на руках такой документ, можно переходить к последнему этапу: идти в суд.
Суд
Помимо документа от оценочной компании необходимо убедиться в наличии всех справок и протоколов из ГИБДД. Всё есть? Тогда можно идти в суд.
Исковое требование, предъявляемое дорожникам, должно подаваться по месту его регистрации. Но и тут есть небольшой подвох. В судебной системе работают обычные районные или городские суды. Но есть ещё и мировые судьи. Как понять, к кому надо обращаться?
Ответ находится в гражданском кодексе, который, на основании пятого пункта первой части статьи 23, гласит:
- Мировые судьи занимаются рассмотрением имущественного спора при исковом требовании на сумму не более 50 тысяч рублей,
- Городской или районный суд принимает на рассмотрение исковое требование по имущественному спору, если сумма иска превышает отметку в 50 тысяч рублей.
Чтобы исковое требование было принято на рассмотрение, необходимо внести плату по установленному размеру государственной пошлины.
На судебном разбирательстве от истца потребуется привести доказательства по следующим обстоятельствам:
- Факт происшествия.
- Размер и характер полученного ущерба автомобиля.
- Вина ответчика в нарушении закона.
- Причинно-следственной связи, которая возникла между нарушением ГОСТов, которыми устанавливаются требования по обеспечению безопасности при эксплуатации дорог и последствиями этих нарушений.
При наличии доказательств по каждому пункту будет принято положительное решение по исковому требованию. Если автовладелец не будет готов представить доказательства вины ответчика хотя бы по одному из вышеназванных обстоятельств, то суд может отказать в компенсации.