У микролитражных грузовых автомобилей повышенной проходимости был огромный спрос, и в первую очередь у жителей сельской местности. Поэтому, вся конструкция шасси, силовой агрегат, электропроводка ЛуАЗ 969 и другие элементы проектировались максимально проще и доступнее для самостоятельного обслуживания авто их владельцами в полевых условиях.
Учебный плакат для воинских частей по схеме электрооборудования ЛуАЗ
История появления автомобилей ЛуАЗ
Общие черты гражданского вездехода можно заметить во внешнем облике «транспортера переднего края» (ТПК) – именно так называлась амфибия ЛуАЗ 967 в документации военных подразделений, принятая на вооружение в конце 60-х годов.
Фото амфибии ЛуАЗ 967, послужившей концепцией создания гражданского авто
Справочно: Фактически, ЛуАЗ 969 это глубока конверсия военного ТПК. За его основу взята лишь концепция, а основные узлы и агрегаты спроектированы заново. От военного к гражданскому автомобилю перешла лишь электропроводка ЛуАЗ, а также силовой агрегат.
Кроме того, в разрабатываемой модели, массовый выпуск которой начался в 1967 году, также использовалась:
- Концептуальная разработка НАМИ, имевшая индекс 049,
- Кузовная конструкция амфибии без гребного винта (движение по воде осуществляется за счет энергии вращающихся колес),
- Упрощенная «гражданская подвеска» транспортера переднего края (не предусматривающая десантирование на парашюте).
Прототип ЛуАЗ 969 – военный ТПК
Справочно: практически полная унификация деталей и узлов давала одно неоспоримое преимущество – цена автомобиля оставалась низкой. Поэтому, в случае с ЛуАЗ 969 было принято именно такое решение – максимальная совместимость с военной амфибией.
Различия в комплектации
Следует различать внешне одинаковые автомобили ЛуАЗ 969:
- При сборке первых партий автомобилей завод испытывал дефицит узлов и агрегатов, поэтому первые 7000 авто с колесной формулой 4х2 имели привод только на передние колеса. Данная комплектация обозначалась индексом ЛуАЗ-969В, оснащалась силовым агрегатом МеМЗ-969 мощностью 30 л.с.,
- Начиная с 1971 года, дефицит запчастей удалось преодолеть, автомобиль избавился от приставки «В», зато получил полный привод 4х4.
Индекс «А» не прижился на автомобиле
Также существовала небольшая путаница и в обозначениях автомобиля:
- В документации 1964 года автомобиль именовался как ЗАЗ 969,
- Годом позже получил гражданское имя «Волынь»,
- Затем его сборку окончательно поручили заводу в Луцке, а автомобиль нарекли ЛуМЗ 969В,
- ЛуАЗ 969В окончательный вариант названия для переднеприводной комплектации (4х2),
- ЛуАЗ 969 – автомобиль с колесной формулой 4х4.
Подкапотная табличка производителя давала точные сведения о комплектации автомобиля
Модернизация ЛуАЗ 969
В 1975 году завод запустил в производство ЛуАЗ 969А, который:
- Получил усовершенствованный двигатель МеМЗ-969А объемом 1,2 л. и возросшей до 40 л.с. мощностью,
- Получил измененный дизайн передка.
Заводская инструкция с цветной вкладкой электрохозяйства ЛуАЗ 969М
С 1979 года завод перешел на выпуск ЛуАЗ 969М, у которого:
- Появился гидровакуумный усилитель и раздельный привод тормозов,
- Новые двери с замками и поворотными форточками,
- Новая травмобезопасная панель приборов,
- Сиденья водителя и пассажира от автомобиля Жигули.
Панель приборов и органы управления ЛуАЗ 969
Справочно: проводка ЛуАЗ постоянно видоизменялась по причине нестабильных поставок на конвейер комплектующих. Поэтому, заводом-изготовителем на всех схемах указывались годы выпуска автомобилей.
Устанавливаемая электропроводка с марта 1981 по август 1986 года
Автомобили ЛуАЗ 969 были достаточно надежными и ремонто пригодными, что позволяло владельцам своими руками осуществлять техническое обслуживание и уход. Тем не менее, практически все годы производства завод в Луцке испытывал проблемы с поставками запчастей:
- Вначале 90-х начались перебои с поставками замков зажигания, выполняющих функцию противоугонной системы. Автопроизводитель был вынужден комплектовать автомобиль другими замками, что привело к изменению электросхемы,
- Не на все автомобили устанавливались те или иные детали. Даже одного года выпуска автомобили могли иметь различия в комплектации,
- Особо следует отметить проводку, которая из-за невысокого качества и частой смены поставщиков имела отличия по цвету и расположению внутри жгутов под капотом и в салоне (см. также схему проводки УАЗ 3303).
Электросхема ЛуАЗ 969М без блокировки рулевого вала
Ограничения для владельцев
Как и большинство автомобилей советской эпохи, гражданские версии автомобилей являлись продолжением военной стратегии:
- Даже будучи в пользовании обычных граждан, в случае возникновения военных действий, автомобили привлекались к выполнению боевых задач,
- Каждый автомобиль состоял на учете в местном военкомате.
В боевых действиях роль ЛуАЗ – доставка боеприпасов и транспортировка раненых
Справочно: несмотря на подобную перспективу возможной мобилизации, желающих приобрести вездеход было очень много. Только за период с 1980 по 1989 год было выпущено и реализовано более 130 тысяч автомобилей ЛуАЗ 969 и его комфортных модификаций с индексом «М»
Особенности системы зажигания
Поскольку гражданская версия автомобиля не умела плавать, то исполнение систем зажигания сделано по классической схеме:
- Батарейно-катушечная схема с одной свечей зажигания на цилиндр,
- Аккумулятор стандартный 6СТ-55,
- Генератор переменного тока Г-501 (или Г-502 на модификациях),
- Выпрямительный блок БВГ-2А,
- Реле блокировки,
- Плавкие предохранители (6 шт).
Панель приборов ЛуАЗ 969 с предохранителями
Также на панели приборов установлены 2 термометаллических предохранителя номиналом 20А для защиты:
- Электрической цепи обогревателя,
- Освещения кузова и подкапотного пространства,
- Розетки штепсельной,
- Звукового сигнала,
- Системы аварийной сигнализации тормозов (см.также схему электропроводки Нива 21213).
Совет: В случае срабатывания защиты, необходимо определить причину отказа, устранить ее и восстановить цепь путем нажатия на кнопку термопредохранителя на панели приборов.
Для защиты цепи омывателя и стеклоочистителя ветрового стекла также применен биметаллический предохранитель. Он установлен под капотом, и имеет порог срабатывания в 3,5А.
Выводы
Выражаем уверенность, что данная статья поможет вам разобраться в особенностях автомобиля повышенной проходимости ЛуАЗ 969 и его модификаций. А предложенное видео и большие цветные электросхемы дадут полное представление о его комплектации (см.также схему электропроводки ЗИЛ 130).