Установка фаркопа на легковой автомобиль

Многие автовладельцы сталкиваются с необходимостью перевозки грузов, габариты и вес которых не позволяют использовать для этого кузов и салон транспортного средства. Самый оптимальный способ для этого – автомобильный прицеп, для эксплуатации которого потребуется установка фаркопа на автомобиль.

Виды фаркопов разные для каждой моделиВиды фаркопов разные для каждой модели

Справочно: фаркоп – это обывательский термин тягово-сцепного устройства (ТСУ) для буксировки прицепов легковым или грузовым автомобилем. Как правило, большинство грузовых авто имеют его изначально, а установка фаркопов на легковые модели осуществляется по желанию автовладельцев.

Разновидности фаркопов

Поскольку все узлы и агрегаты грузовых автомобилей крепятся на жесткой раме, то и тягово-сцепное устройство также устанавливается непосредственно на ней. И совсем другое дело, когда речь идет о легковых авто, которые:

  1. Не имеют силовой рамы – ее роль выполняет несущий кузов,
  2. Не обладают достаточной мощностью – производителем допускается к буксировке строго оговоренный вес груза и прицепа,
  3. Высота кузова автомобиля над дорожным покрытием величина непостоянная, а значит, этот факт следует учитывать при подборе тягово-сцепного устройства.

Справочно: ведущие автопроизводители закладывают в конструкции кузова современных моделей не только место для монтажа ТСУ, но и предлагают его установку в виде опции.

Заводское фото ТСУ полуавтоматического типаЗаводское фото ТСУ полуавтоматического типа

Чаще всего на современных автомобилях ведущих автопроизводителей встречается:

  1. Несъемный вариант. Такой фаркоп представляет собой сварную силовую конструкцию, жестко закрепляемую на автомобиле,
  2. Быстросъемный вариант фаркопа. Этот тип представляет собой съемный крюк с буксировочным шаром, который хранится в багажнике авто и устанавливается владельцем по необходимости,
  3. Полуавтоматический или автоматический фаркоп. Крюк с буксировочным шаром несъемный, имеет складной принцип хранения и приводится в рабочее положение с помощью специального инструмента (воротка) или с помощью электромотора.

Универсальный фаркоп несъемного типаУниверсальный фаркоп несъемного типа

Сегодня производство фаркопов поставлено на поток. Кто-то из производителей выпускает тягово-сцепные устройства только для конкретных моделей и марок, другие осваивают производство для многих автомобилей.

Производители фаркопов придерживаются единого размера шараПроизводители фаркопов придерживаются единого размера шара

Основным требованием для всех производителей является единый стандарт буксировочного шара:

  1. Он должен быть только кованным,
  2. Допустимая нагрузка должна перекрывать рекомендуемый вес прицепа как минимум на 30%,
  3. Изготовление фаркопов должно соответствовать требованиям ПДД и отраслевых ТУ, касающихся технологии транспортировки и изготовления тягово-сцепных устройств.

Законодательные нормативы

Если вам предпочтительнее изготовление своими руками ТСУ для буксировки прицепа, то в этом вопросе следует руководствоваться двумя стандартами:

  1. Международным стандартом ISO-1103-76,
  2. Российским ОСТ 37.001.096-77 (отраслевой стандарт).

Общее для них требование заключается в том, что любой автомобиль, используемый в качестве тягача, необходимо оснастить ТСУ со штепсельной розеткой.

Различия типов

Различия касаются типов применяемых тягово-сцепных устройств. Сегодня различают 2 основных ТСУ:

  1. Фаркоп в виде петли-скобы, снабженной фиксатором. Чаще всего применяется на грузовых автомобилях,
  2. ТСУ в виде беззазорного шарового ТСУ, главной деталью которого является сцепной шар диаметром 50 мм.

Фаркоп на НивуФаркоп на Ниву

Различия электрических разъемов

Также отличия в стандартах имеются и по электрическим требованиям, касающимся фаркопов. В частности:

  1. Отечественный ОСТ подразумевает буксировку стандартных прицепов, которые оснащены габаритными огнями и стоп-сигналами. Поэтому, требует установки семи контактной штепсельной вилки,
  2. Международный ISO подразумевает буксировку жилых трейлеров, оснащаемых дополнительным электрооборудованием. Поэтому требует наличия 13-ти контактной штепсельной вилки.

Подключение фаркопа к электронике машины через штепсельные вилки разных стандартовПодключение фаркопа к электронике машины через штепсельные вилки разных стандартов

Совет: если в процессе эксплуатации вам придется транспортировать подобный жилой трейлер, то не стоит видоизменять схему подключения фаркопа. Достаточно приобрести специальный переходник и установить его на автомобиль.

Подключение фаркопа прицепа на автомобиле через адаптер с 13 на 7 контактовПодключение фаркопа прицепа на автомобиле через адаптер с 13 на 7 контактов

Самостоятельная установка

Если на вашем автомобиле нет фаркопа, а есть необходимость в использовании буксируемого прицепа или оборудования для перевозки различных грузов (катеров, велосипедов и т.п.), то можно поступить следующим образом:

  1. Обратиться в сервисный центр автопроизводителя, где вам предложат установку фирменной модели фаркопа,
  2. Самостоятельно приобрести ТСУ и установить его своими руками.

Справочно: на многие модели автопроизводители не изготавливают ТСУ, например, на фольксваген поло седан или ряд японских авто. Поэтому, не всегда обращение на фирменную СТО поможет решить задачу. Так что второй способ нередко является единственно возможным (см. также схему электропроводки Мерседес 124).

Алгоритм работы сводится к следующему:

  1. Определить тип ТСУ буксируемого прицепа (петля-скоба или шаровый),
  2. Определить тип электрооборудования и требуемой штепсельной вилки,
  3. Приобрести фаркоп для конкретной модели автомобиля,
  4. Осуществить самостоятельную установку.

Совет: Прилагаемая инструкция к фаркопу поможет не только досконально разобраться в особенностях монтажа, но и подскажет тип ТСУ и схему подключения электрической части. А также проинформирует, какая высота от земли фаркопа будет на конкретной модели авто.

Схема розетки фаркопа отражена в прилагаемых документахСхема розетки фаркопа отражена в прилагаемых документах

Для установки ТСУ необходимо вооружиться электродрелью, поскольку придется засверливать отверстия в кузове автомобиля. Кроме того потребуются инструменты для снятия и последующей установки заднего бампера (см. также схему электропроводки Ауди 100).

Начинаем установку:

  • Устанавливаем автомобиль на яме в гараже или на эстакаде на улице,
  • Отключаем аккумулятор, поскольку будем иметь дело с электрооборудованием,
  • Снимаем задний бампер автомобиля,

Снятие заднего бампера облегчит монтаж ТСУСнятие заднего бампера облегчит монтаж ТСУ

  • Если фаркоп рассчитан на установку в отверстия силовой балки бампера, то ее также следует демонтировать. Подобный способ применяется при установке ТСУ на Ларгус и на ряд моделей французских авто,

Демонтаж силовой балки заднего бампераДемонтаж силовой балки заднего бампера

  • Вставляем в отверстия лонжеронов несущую часть фаркопа,

Предварительная подгонка ТСУ на автоПредварительная подгонка ТСУ на авто

  • С помощью прилагаемого шаблона отмечаем на кузове авто точки крепления,
  • Засверливаем отверстия и закрепляем фаркоп болтами,

Фиксация фаркопаФиксация фаркопа

  • Устанавливаем штепсельную розетку и заводим от нее жгут проводов в багажник автомобиля, используя штатное резиновое уплотнение,

Совет: если такого нет на автомобиле, то вам предстоит его просверлить самому. Не забывайте, что на многих авто бензобак расположен под днищем багажного отделения.

Присоединение штепсельной вилкиПрисоединение штепсельной вилки

  • Соединяем провода согласно прилагаемой к фаркопу схеме,
  • Устанавливаем обратно задний бампер и подсоединяем АКБ.

Подключение розетки фаркопа для разных типов буксируемых прицеповПодключение розетки фаркопа для разных типов буксируемых прицепов

Выводы

Надеемся, что подробные объяснения и описания ТСУ помогут вам в эксплуатации транспортного средства. А предложенное видео в этой статье продемонстрирует алгоритм его установки (читайте также статью Гофра для автомобильной проводки: упорядочиваем электрическое хозяйство).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
mosautorent.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: