Нюансы ремонта автомобиля после ДТП по ОСАГО: как избежать подводных камней?

В последние годы все шире становится практика натурального возмещения, это значит, что не все владельцы автомобилей смогут претендовать на получение компенсации наличными после аварии. Вместо этого пострадавшим предлагают произвести восстановительные работы.

На данный момент получение денежных средств возможно только при наличии определенных обстоятельств, основной же части водителей придется довольствоваться направлением на станцию техобслуживания. В данной статье поговорим о том, как рассчитать сумму выплат и как не быть обманутым в процессе получения компенсации.

Что это?

Клиенты страховых компаний, оформившие договор обязательного автострахования ОСАГО, имеют право на бесплатное восстановление своего транспортного средства, если являются в ДТП пострадавшей стороной. И если до 2017 года выбор вида возмещения зависел от страхователя, то сейчас его практически нет. Ремонт автомобиля, пострадавшего вследствие аварии утвержден Федеральным законом «Об ОСАГО». П.21 ст.12 гласит, что восстановительные работы должны быть произведены в течение 20 дней.

Страховщик обычно направляет владельца ТС в автомастерскую, с которой сотрудничает, но это не отменяет права пострадавшего самому выбрать, на какую СТО отправить свою машину. При этом клиентов всегда волнует вопрос, придется ли доплачивать за услуги мастерской. Для того, чтобы дополнительных средств не потребовалось, расчет на основании оценки экспертов должен быть выполнен правильно.

От чего зависит стоимость?

Стоимость восстановительных работ вычисляется по факту повреждений, полученных в происшествии.

Чтобы получить расчет стоимости восстановительных работ водитель пишет заявление, прилагает к нему пакет документов и отдает все страховщику. Следует сделать это до истечения 5 дней с момента происшествия (о том, в течение какого времени после ДТП нужно обратиться в СК и какие документы для этого понадобятся, мы рассказываем в отдельном материале).

Самым первоочередным документом из предоставляемого пакета является акт осмотра ТС на месте аварии. Он содержит такие сведения:

  1. Данные о пострадавшем ТС и сведения о владельце.
  2. Причину проведения исследования экспертами, например, столкновение автомобилей.
  3. Точное описание места, где произошла авария.
  4. Информацию о повреждениях обнаруженных при осмотре, это могут быть вмятины, царапины и т.п.
  5. Сведения о наличии возможных внутренних поломок, при этом указывается часть ТС, где могут находиться подобные повреждения.
  6. Факторы, определяющие причину произошедшего и виновника аварии.
  7. Подтверждающие подписи сторон и данные сотрудника, составившего документ.
  • Скачать бланк акта осмотра ТС после ДТП
  • Скачать образец акта осмотра ТС после ДТП

К акту положено приложить снимки места происшествия и транспортных средств, причем на фотографиях должны быть видны номера автомобилей и все повреждения.

Согласно правилам ОСАГО, цена ремонта зависит от:

  • числа и внешнего вида неисправностей,
  • правильности составления акта и других документов,
  • содержания акта осмотра (насколько детально и качественно подана информация).

Конечно, как бы подробно и качественно ни был составлен акт, расчет стоимости зависит и от порядочности страховщика. Попытки сократить размер выплаты, либо вовсе не выплачивать ее чаще всего приводят к судебным искам со стороны пострадавших.

Важно! Чтобы ни говорили по поводу комиссии за перевод денежных средств или проведение платежа, все расходы на ремонт ТС обязана взять на себя страховая организация. При восстановлении вследствие аварии, страхователь не должен оплачивать услуги из личных средств.

Как рассчитать сумму?

После проведения оценочной экспертизы и обнаружения всех неисправностей, специалист, проводивший осмотр, сдает отчет страховщику либо владельцу поврежденного автомобиля. Если же пострадавший предоставил свое ТС для проведения исследования, но процедура затягивается, он вправе пригласить независимого эксперта (как грамотно провести независимую экспертизу ОСАГО после ДТП мы рассказывали тут). После проведения осмотра, владелец автомобиля прилагает отчет к своему заявлению.

Используя заключение эксперта и вычисления техника, сотрудники страховой организации проводят процедуру расчета страхового покрытия (суммы, которую потратит страховая компания на ремонт пострадавшего автомобиля). Последовательность действий следующая:

  1. определяется среднерыночная цена поврежденных запчастей,
  2. выводится стоимость материалов, необходимых для восстановления ТС,
  3. выясняется, сколько стоят услуги СТО по замене непригодных к эксплуатации деталей,
  4. для ТС 5 лет и моложе в обязательном порядке рассчитывается утрата товарной стоимости,
  5. определяется стоимость данного автомобиля до аварии,
  6. при расчете учитываются текущие изменения среднерыночных цен на запчасти,
  7. если в процессе осмотра выяснится, что ТС не подлежит восстановлению, и признают тотальную гибель, тогда к выплате предоставляют сумму, равную стоимости автомобиля на момент аварии за вычетом годных остатков,
  8. вся калькуляция опирается на сведения из справочников, таблиц и подчиняется требованиям, утвержденным законодательной базой.

Фактическая стоимость ТС определяется для того, чтобы при сравнении со стоимостью ущерба можно было понять, стоит ли вообще ее ремонтировать. Если же издержки на восстановительные работы превышают лимит выплат для таких случаев (максимальная сумма составляет 400 000 рублей), разницу будет должен оплатить собственник транспортного средства.

Из наших отдельных публикаций вы сможете узнать о том, как правильно вести себя участникам ДТП, чтобы получить компенсацию по ОСАГО и что делать пострадавшему, если виновник аварии скрылся с места пришествия.

Кто проводит оценку?

Оценить масштаб ущерба водитель может самостоятельно, не вызывая сотрудников ГИБДД. Если, по мнению владельца, убытки незначительные, он составляет Европротокол. Наибольшая компенсация от страховой компании в таком случае составит 50 000 рублей. При этом необходимо быть максимально внимательным при заполнении документа, если страховой агент обнаружит ошибки, то компания вполне может отказаться от возмещения. Из-за этого многие опасаются применять Европротокол, так как корректное оформление имеет свои сложности. Больше информации о нюансах компенсации по ОСАГО в случаях, когда по ДТП оформлялся Европротокол, найдете в отдельном материале.

Также оценку стоимости повреждения выполняет экспертная группа страховой компании. Здесь подвох кроется в желании страховщиков сохранить свой бюджет, поэтому эксперты, сотрудничающие со страховой организацией, могут сознательно занижать размер ущерба либо определять некоторые повреждения как незначительные.

По правилам ОСАГО, оценка проводится по направлению страховой организации. Поэтому владельцам ТС не всегда удается пригласить независимых экспертов. К проведению независимой экспертизы водители прибегают если возник спор, который привел к судебному разбирательству. В подобных случаях отстоять свои права возможно, но придется столкнуться с некоторыми сложностями:

  • Иногда судебный процесс длится месяцами.
  • Пострадавший, обратившийся в суд, оплачивает судебные издержки и независимую экспертизу.
  • Суд не всегда выносит решение в пользу заявителя, или компенсации, которую выплатит страховая компания, не хватит на ремонт ТС до состояния на момент ДТП.

Поэтому обращаться в суд стоит лишь в случае полной уверенности, что расчеты страховщика неправильные.

Сколько стоят услуги оценщиков?

Стоимость работы специалистов данного профиля зависит от типа ТС, числа повреждений пострадавшего автомобиля, региона, срочности, наличия дополнительных услуг. Оплату производит пострадавший, но в случае назначения экспертизы судом по причине недостаточной компенсации со стороны страховщика, расходы возместит страховая компания.

Справка! Если в ходе судебной экспертизы результат будет таким же, как и при первичном осмотре, страховая компания не обязана оплачивать данную статью расходов.

Так как в каждом случае цена индивидуальна, эксперты предлагают выполнить калькуляцию, но примерная стоимость следующая:

  1. Установить размер легкого ущерба (повреждено от 1 до 5 элементов) – от 5 000 р.
  2. Установить размер среднего ущерба (повреждено от 5 до 20 элементов) – от 5 000 р.
  3. Установить размер тяжелого ущерба или гибели ТС (повреждено более 25 элементов) – 7 000 р. и более.
  4. Подсчет размера годных остатков – от 3 000 р.
  5. Установить среднерыночную цену ТС до аварии – от 1 500 р.
  6. Полная оценка «под ключ» (все повреждения, годные остатки и т.п.) – от 6 500 р.

Точная сумма на восстановительные работы определяется при личном осмотре специалистом. Так как независимые эксперты ответственны за сведения, предоставляемые клиенту, их информация считается самой достоверной. Среди независимых оценщиков не принято завышать размер убытков, так как за это предусмотрено уголовное наказание.

Порядок оплаты

Для получения денег на восстановительные работы сразу после ДТП необходимо поставить в известность страховщика. Затем явиться в офис компании и подать заявление со всеми сопутствующими документами. После этого, в назначенное место и время, пострадавший обязан присутствовать при осмотре ТС экспертами. Если владелец согласен с заключением оценочной комиссии, деньги выплачивают до истечения 20 дней с момента написания заявления (о правилах и сроках получения компенсации по ОСАГО от СК мы рассказывали тут).

Ремонтные работы начинают только после перевода средств на счет автомастерской, либо выдачи потерпевшему для самостоятельного восстановления. Если машину начали ремонтировать раньше, провести повторную экспертизу уже не удастся.

Как обезопасить себя от обмана?

При натуральном возмещении следует контролировать действия, как страховщика, так и СТО. Некоторые автомастерские стараются заработать путем некачественного ремонта, из-за которого появляются новые неисправности, а как следствие необходимость доплаты со стороны пострадавшего.

Для того, чтобы обезопасить себя от лишних затрат, следует обратить внимание на станцию техобслуживания, в которую страховщик выдал направление. Если она не устраивает клиента, он вправе сделать выбор сам, причем выбирать стоит мастерские с хорошими отзывами.

При передаче ТС составляется акт приема, в котором перечисляются все повреждения. Далее следует составить договор на обслуживание с указанием стоимости услуг. По окончании работы, необходимо проверить, насколько выполненные мероприятия соответствуют договору.

При несоответствующем выполнении ремонтных работ, собственник авто может не принять работу и написать жалобу. Все вопросы решают на месте, если не сделать этого сразу, переделывать недоработки придется за свой счет.

Важно! Не стоит забывать о том, что процесс ремонта не менее важен, чем оформление ДТП и получение компенсационных выплат.

В данном способе возмещения есть и положительная сторона, ремонтные работы выполняются на основании направления СК, а значит, отпадает необходимость поиска СТО и ожидания своей очереди. В случаях с выплатами случаются задержки, а работа в мастерской занимает примерно неделю. Чтобы избежать осложнений, перед началом работ следует изучить нюансы ремонта по ОСАГО.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
mosautorent.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: