Здесь вы сможете посмотреть схему и готовую конструкцию автоматического зарядного устройства для батареек Крона типоразмера 6F22 (на 9 В), выполненное на специализированном чипе MAX712. Зарядное основано на не слишком распространенной микросхеме MAX712 потому, что она предназначена как раз для качественной зарядки никель-металл-гидридных батарей, с настраиваемым напряжением и током.
Принципиальная схема ЗУ для 6F22
Второй вариант схемы на той же MAX712
Стабилизация зарядного тока линейная, измерения температуры нет. Предположения при проектировании ЗУ приняли следующее:
- Питание от нестабильного источника питания с максимальным напряжением 15 В.
- Зарядный ток 80 мА, то есть 0,5C для батарей емкостью 160 мА/ч и 0,3C для батарей емкостью 250 мА/ч.
- Зарядка аккумуляторов из 7 ячеек , то есть общим напряжением 9 вольт.
Почему 7 банок? В одноразовой батарее 6 ячеек по 1,5 В каждая. А перезаряжаемая батарея имеет 7 с номинальным напряжением 1,2 В, что дает 8,4 В. После полной зарядки напряжение может составлять 10,5 В.
Из приведенных выше данных получились значения R1 = 1,3 кОм и Rsense = 3 Ома. Источник питания должен давать напряжение в любой ситуации не менее 12 В (хотя бы на 1,5 В больше, чем напряжение полностью заряженных элементов). Тепловыделение на транзисторе: 0,7 Вт. Из-за принятого зарядного тока ограничили время быстрой зарядки до 3 часов. Вместо 2N6109 использован BD244C.
Светодиодный фонарик с динамо подзарядкой от моторчика
Список элементов зарядного на 9 В
- R1 , 1,3 кОм
- R2 , 150 Ом
- R3 , 68 кОм
- R4 , 22 кОм
- R5 , 560 Ом
- Rsense , 3 Ом
- C1 , 1 мкФ
- C2, C4 , 10 нФ
- C3, C5 , 10 мкФ
- T1 , BD244C
- D1 , 1N4007
- D2 , светодиод
- U1 , MAX712
Как оказалось, светодиод, подключенный между FASTCHG и V + резистором 470 Ом, почти не светится. В конечном итоге подключили резистор 560 Ом не к V + (где меньше 5 В), а только к + питанию.
Когда батарея заряжалась в первый раз, процесс быстрой зарядки длился всего 2 часа 8 минут, а фактический зарядный ток составлял 75 мА. Поэтому батарея емкостью 250 мА/ч не может быть полностью заряжена. Отсюда следует, что либо батарея была частично заряжена, либо зарядное устройство обнаружило состояние заряда на ранней стадии , последнее было настолько сильно, что источник питания, который использовался, давал 11,7 вольт вместо требуемых 12 вольт.
В принципе, напряжение внутренних элементов после зарядки может составлять даже более 1,5 вольт, что еще больше повышает требования по отношению к мощности. Часть поверхности платы печатной служит теплоотводом для транзистора.
Во время работы элементы не нагревались настолько, чтобы их можно было воспринимать горячими. Вероятно, это связано с относительно низким зарядным током и относительно низким напряжением питания. Естественно при желании это зарядное устройство также может питаться от прикуривателя автомобиля.