Электропроводка Ява 350: источники питания электрооборудования и электрические компоненты мотоцикла

Появившись в 70-х годах, мотоциклы семейства JAWA представляли собой совершенно новую концепцию двухколесного транспортного средства.

Хотя, на первый взгляд все параметры мотоцикла стандартны – электропроводка Ява 350, схема работы двигателя и электрические системы встречалась и раньше на других моделях, включая и отечественные. 

Заводская схема электропроводки Ява 350 образца 1976 годаЗаводская схема электропроводки Ява 350 образца 1976 года

Фантастическая популярность

Отечественная промышленность в 70-е годы также не стояла на месте и предлагала потребителям ряд моделей мотоциклов (см. также статью о схеме проводки мотоцикла Урал ).

Однако:

  1. по соотношению скоростных качеств и комфорта,
  2. а также в сочетании с надежностью и простотой в обслуживании своими руками,

мотоциклам из Чехословакии не было равных. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: в 1976 году в стране было зафиксировано более 1000 000 владельцев мотоцикла семейства JAWA.

Фирменное фото сети «Спорттовары», продававшей мотоциклы JAWA в СССРФирменное фото сети «Спорттовары», продававшей мотоциклы JAWA в СССР

Столь огромная популярность объяснялась довольно просто – отсутствие у граждан технической возможности путешествовать:

  1. Даже имея средства на покупку, легковой автомобиль нужно было ждать в очереди страждущих по нескольку лет,
  2. Отечественные мотоциклы отличались низкой надежностью и не годились для комфортных многокилометровых поездок (см. также о деталях схемы проводки ИЖ Планета 5).

Справочно: свой индекс «350» мотоцикл чешского производства получил от двигателя, чей объем составлял 350 куб. см.

Двухцилиндровый силовой агрегат имел мощность от 12 до 18 л.с. в зависимости от года выпуска.

Особенности комплектации

Мотоцикл поставлялся в СССР в нескольких модификациях:

  1. «JAWA 250» модели 559-07 – вариант с 6В оборудованием и 250 кубовым мотором мощностью 12 л.с. Выпускался с 1969 года,
  2. «JAWA 350» модели 634-04 вариант с 6В оборудованием и 350 кубовым мотором мощностью 16 л.с. Выпускался с 1973 года,
  3. «JAWA 350» модели 634-08 – вариант с 12В оборудованием на 16-ти дюймовых колесах. Выпускался с 1977 года,
  4. «JAWA 350» модели 638 – последняя из поставлявшихся в СССР моделей. Выпускался с 1986 года и отличался увеличенными до 18-ти дюймов колесами и иной формой рамы.

Цена подержанной Явы в 2 раза превышала цену нового отечественного мотоциклаЦена подержанной Явы в 2 раза превышала цену нового отечественного мотоцикла

Источники питания электрооборудования

Особенностью чешского мотоцикла был генератор, позволявший эксплуатировать Яву без аккумуляторной батареи. В его конструкции был заложен способ возбуждения электрического тока, достаточный для подачи искры в момент запуска двигателя.

Заводская черно-белая инструкция – основные узлы генератораЗаводская черно-белая инструкция – основные узлы генератора

На представленной схеме цифрами обозначены:

  1. статор генератора JAWA,
  2. рычаг прерывателя,
  3. электронный регулятор напряжения,
  4. панель реле-регулятора4-клеммная,
  5. конденсаторы 2 шт. – на каждый цилиндр.

Справочно: генератор представлял собой систему изолированных радиальных ламелей. Внутри статора располагались катушки и вращающийся ротор с обмоткой.

В процессе вращения в обмотке возбуждения образовывалось магнитное поле, а переменный ток преобразовывался в постоянный через электронный преобразователь.

Аккумуляторная батарея

Вместе с новым мотоциклом в комплекте шла аккумуляторная батарея щелочного типа на 14 Ампер-часов.

Ее особенность заключалась в том, что:

  1. АКБ поставлялась в сухозаряженном состоянии,
  2. Перед эксплуатацией требовалось заполнить ее электролитом,
  3. Рекомендовалось зарядить АКБ перед началом работы в течение 5-6 часов.

На практике все происходило иначе:

  1. Счастливый владелец привозил с собой в магазин готовый электролит,
  2. Заполнял им емкости АКБ,
  3. Заводил мотоцикл «с толкача»,
  4. Эксплуатировал (ехал домой).

Справочно: рекомендуемый производителем дополнительный заряд батареи нужен для того, чтобы свинцовые пластины пропитались электролитом под воздействием электрического тока.

Благодаря этому, ресурс АКБ возрастал до 4-5 лет, тогда как нарушение этой рекомендации сокращало срок службы до 1-2 лет.

Электрические компоненты мотоцикла

Проводка на Яву 350 была известной среди мотоциклов данной эпохи (см. также схему проводки ИЖ Юпитер 5).

На чешской модели использовалась однопроводная 6-ти вольтовая, питающая:

  1. цепь системы зажигания,
  2. цепь габаритов с указателями поворотов и освещения,
  3. цепь головного света.

Заводская цветная схема проводки Ява 350Заводская цветная схема проводки Ява 350

В освещение мотоцикла Ява входит:

  1. лампы указателей поворотов передние (21Вт),
  2. лампы указателей поворотов задние (21Вт),
  3. лампы подсветки шкалы тахометра (28Вт),
  4. лампы подсветки шкалы спидометра (2Вт),
  5. контрольная лампа оранжевого цвета режима работы указателей поворотов (2Вт),
  6. зеленая лампа режима «нейтраль» трансмиссии (2Вт),
  7. красная лампа контроля работы генератора (2Вт).

Кроме того, проводка Ява 350 имела управляющие устройства для работы электросхем на мотоцикле:

  1. Реле-прерыватель указателей поворотов,
  2. Замок зажигания,
  3. Звуковой сигнал,
  4. Реле заряда АКБ,
  5. Включатель стоп-сигнала,
  6. Аварийный выключатель зажигания.

Выводы: надеемся, что данная статья и видео об особенностях мотоциклов JAWA помогут вам в эксплуатации транспортного средства. А цветные схемы позволят правильно осуществить технический уход.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: