Схема электропроводки ГАЗ: история развития от НАЗ-АА до Газели

Отечественное автомобилестроение ведет свой отчет с 31 мая 1929 года, когда Советское правительство подписало контакт с Ford Motor Company о технической помощи в организации производства. И всякий раз нашим инженерам приходилось проявлять изобретательность, будь-то запуск первой модели НАЗ-АА или разрабатываемая схема электропроводки ГАЗ 52.

Принципиальная схема электрооборудования ГАЗ М1 образца 1939 годаПринципиальная схема электрооборудования ГАЗ М1 образца 1939 года

Справочно: В конце января 1932 года с заводского конвейера в Нижнем Новгороде сошли первые отечественные автомобили.

Они получили название НАЗ-АА, которое расшифровывалось как Новгородский автомобильный завод и первая модель АА.

Спустя 8 месяцев Нижний Новгород был переименован в Горький, согласно распоряжения Правительства СССР.

И с этого момента изменилась и аббревиатура завода в названиях транспортных средств с НАЗ на ГАЗ.

Линейный ряд автозавода

Нет ничего удивительного, что Горьковский автозавод освоил выпуск сразу нескольких направлений транспортных средств. Собственно говоря, так развиваются все мировые компании. Но у отечественного автозавода своя история, построенная на историческом и политическом развитии страны.

На фото - первый полуторатонный грузовик НАЗ-ААНа фото первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА

В частности, только за период с 1932 по 1938 гг. автозавод в Горьком запустил в производство 17 моделей и стал ведущим автопроизводителем страны, производя почти 68 % всех выпускаемых в СССР автомобилей.

Легковые модели ГАЗ

В довоенное время завод в Горьком внедрил в производственную программу выпуск следующих моделей:

  • Первенец ГАЗ-А имел кузов фаэтон и выпускался с 1932 по 1936 годы на Горьковском автомобильном заводе. Начиная с 1933 года, выпуск модели освоили и на московском заводе КИМ. Всего обоими заводами произведено 42 тысячи автомобилей данной марки.

Справочно: На базе ГАЗ-А выпускались модификации в кузове седан (ГАЗ-3 и ГАЗ-6).

А также в кузове пикап (ГАЗ-4 с колесной формулой 4х2 и ГАЗ-ТК с колесной формулой 6х4).

  • Знаменитая «Эмка» ГАЗ-М1 имевшая и другое название «Молотовец-1», выпускалась с 1936 по 1942 год. Всего выпущено более 63 тысяч автомобилей, включая и модификации с кузовами седан (ГАЗ-61-73 и ГАЗ-11-73), в кузове фаэтон (ГАЗ-11-40 или ГАЗ-61-40), а также в исполнении пикап (ГАЗ-М-415, ГАЗ-61-417, ГАЗ-11-415 и ГАЗ-61-415).
  • В послевоенные годы правила бал знаменитая «Победа» ГАЗ-М20. Ее стали выпускать в 1946 году, и модель продержалась на конвейере до 1958 года. Всего было выпущено более 235 тысяч автомобилей.

Общий вид и органы управления автомобиля модели «Победа»Общий вид и органы управления автомобиля модели «Победа»

  • На смену «Победе» пришел представительский седан ГАЗ-12 «ЗИМ». Годы выпуска с 1950 по 1960 года, также производился в исполнении медицинского седана ГАЗ-12Б. Всего произведено более 21 тысячи авто.
  • Самый массовый автомобиль ГАЗ-21 «Волга» продержался на заводском конвейере с 1956 по 1970 года.

Справочно: электропроводка ГАЗ 21, как и у предшественников была однопроводной.

Роль минусового провода выполняли металлический кузов и узлы трансмиссии.

Это позволяло экономить расходные материалы и упрощало обслуживание автомобиля своими руками.

  • ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка» выпускались с 1959 по 1989 годы.
  • Универсал ГАЗ-22 «Волга» продержался в программе автозавода с 1962 года по 1970 год.

Проводка ГАЗ 24 перекочевала под капот ГАЗ 3102Проводка ГАЗ 24 перекочевала под капот ГАЗ 3102

  • Самый массовый автомобиль ГАЗ-24 «Волга» серийно выпускался с 1970 по 1985 год. Имел модификацию ГАЗ-24-10 «Волга» (с 1984 по 1992 год), ГАЗ-24-11 и ГАЗ-24-14 (такси), универсал ГАЗ-24-12 и ГАЗ-24-13 для медицинских служб.

Во многом, технические характеристики схем электрооборудования легковых автомобилей ГАЗ были схожи, о чем можно судить по данным, представленным в таблице ниже:

Параметры

Схема 21

Схема 2410

Схема 3102

Напряжение в сети, В

12

12

12

Проводка

однопроводная

однопроводная

однопроводная

Генератор

Переменного тока

Переменного тока со встроенным выпрямителем

Переменного тока со встроенным выпрямителем

Распределитель зажигания

Контактный

Р119-Б

Р147

Аккумуляторная батарея

6СТ-54

6СТ-60

6СТ-60ЭМ

Свечи зажигания

А9 или F7

А17В или А11

А14Д

Стартер

Г53

СТ 230Б

С1230Б

Катушка зажигания

С дополнительным сопротивлением

Б115

Регулятор напряжения

РР24

РР350 транзисторный бесконтактный

1337.02 транзисторный бесконтактный

  • С 1982 года серийно выпускается ГАЗ-3102 «Волга». Через 10 лет появилась ГАЗ-31029 «Волга».
  • Седан ГАЗ-3105 «Волга» продержался на конвейере до 1998 года. (см. также статью Схема электропроводки ГАЗ 3307: особенности переходной модели)

Инструкция на ГАЗ 3102 содержала и подробную схему электрооборудованияИнструкция на ГАЗ 3102 содержала и подробную схему электрооборудования

  • После распада СССР в производственно программе с 1997 года по 2004 год лидером легковых версий оставалась модель ГАЗ-3110 «Волга». Она имела модификации в кузове универсал для медицинских служб (ГАЗ-310221 и ГАЗ-310231). (см. также статью Электропроводка ГАЗ 3110: последняя попытка для серийных легковых авто)
  • ГАЗ-3111 «Волга» еще одна вариация седана, выпускалась с 2002 по 2004 год.
  • В 2004 году появляется ГАЗ-31105 «Волга».
  • Последняя легковая разработка Volga Siber появилась на конвейере в 2008 году и оставалась в программе 2 года.

Грузовые модели ГАЗ

Не менее активно развивалось и грузовое направление.

Начав с чертежей Ford AA и закупаемых за рубежом деталей и узлов, уже к 1933 году автозавод в Горьком освоил выпуск грузовика полностью из отечественных комплектующих:

  • Первенец ГАЗ-АА к началу ВОВ преодолел рубеж в 150 тысяч экземпляров и стал самым массовым грузовым автомобилем в СССР.

Обратите внимание!

Дефицит комплектующих преследует отечественный автопром постоянно.

В 30-е годы это были стартер, аккумулятор и шины, которых не только не хватало сборочному конвейеру, но и сказывался их малый эксплуатационный ресурс.

Модификации ГАЗ-ААА представлял собой трехосный грузовик с колёсной формулой 6×4, а также бронеавтомобили серии БА.

Знаменитая «полуторка» ГАЗ-ММ-В в годы войны выпускалась с одной фарой и без стартераЗнаменитая «полуторка» ГАЗ-ММ-В в годы войны выпускалась с одной фарой и без стартера

Справочно: Экономить в годы войны приходилось буквально на всем.

Двери кабины нередко обшивали брезентом, а крышу делали фанерной.

  • ГАЗ-ММ-В в общей сложности было выпущено с 1932 года почти миллион штук. Причем, только в период ВОВ – свыше 140 000 экземпляров. На его платформе строилась масса других модификаций. Самой запомнившейся благодаря кино является санитарная машина ГАЗ-55 из киноленты «Кавказская пленница».

На таком автомобиле в годы войны с поля боя за ходку вывозили по 6-7 тяжелораненныхНа таком автомобиле в годы войны с поля боя за ходку вывозили по 6-7 тяжелораненных

  • ГАЗ-51 стал самым массовым автомобилем 50-70х годов с грузоподъемностью в 2,5 тонны. Всего в послевоенные годы на дорогах страны «бегало» свыше 3,5 миллионов экземпляров.
  • ГАЗ-52 представлял собой гибридный вариант с двигателем грузовика ГАЗ-51, а кузов и трансмиссию позаимствовали у ГАЗ-53. Благодаря этому цена автомобиля снизилась.
  • ГАЗ-53 представляет собой третье поколение грузовых автомобилей. Имел унифицированную кабину и контрольные лампы на панели приборов вместе с часами.
  • Также хочется отметить ГАЗ-3309, выпускаемый с 1989 года и по наши дни. Его предшественник – ГАЗ-53 позволил максимально унифицировать узлы и системы, заложив хорошую основу.

Эпоха «Газели»

Затем наступила эпоха знаменитых «Газелей» и различных модификаций на ее платформе выпускаемых с 1994 года:

  • микроавтобуса ГАЗ-2217 («Баргузин»),
  • фургона ГАЗ-2705,
  • бортового грузовика ГАЗ-3302.

Электрическая схема 2705 с двигателем ЗМЗ-406 применялась и на других моделях. В частности схема 3302 взаимозаменяема с ней на 80%Электрическая схема 2705 с двигателем ЗМЗ-406 применялась и на других моделях. В частности схема 3302 взаимозаменяема с ней на 80%

Особенностью новых моделей автомобилей осталась все та же взаимозаменяемость деталей и агрегатов. В таблице внизу представлены унифицированные узлы системы электрооборудования нескольких моделей семейства ГАЗ:

Параметры

Схема 69

Схема 3309

Схема 2217

Схема 51

Напряжение в сети, В

6

12

12

12

Проводка

Экранированная, однопроводная

однопроводная

однопроводная

Экранированная для ГАЗ-51СЭ, однопроводная

Генератор

Г12-Б переменного тока

Переменного тока со встроенным выпрямителем

Переменного тока

Г20 постоянного тока

Распределитель зажигания

Контактный

Р119-Б

Р147-Б

Контактный

Аккумуляторная батарея

6СТ-60

6СТ-60

6СТ-55

6СТ-75

Свечи зажигания

М8Т

А11

А14ДВР

С длиной резьбовой части 12 мм

Стартер

Г53

3002.3708

42.3708-10

В заключение

Надеемся, что наша статья поможет вам вспомнить историю отечественного автопрома. (см. также статью Проводка ВАЗ: необходимость модернизации) А представленное видео в этой статье наглядно продемонстрирует возможности некоторых из упоминаемых в статье моделей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
mosautorent.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: