Специализируясь на выпуске среднетоннажных грузовых авто АМО ЗИЛ в середине 90-х столкнулся с резким сокращением спроса на свою продукцию. Виной тому – политические и экономические процессы в СССР, побудившие автопроизводителя переориентироваться на выпуск совершенно нового класса грузовиков – малотоннажных ЗИЛ 5301.
Оригинальная схема электропроводки ЗИЛ Бычок образца 1996 года
Исторический экскурс
Вполне логично, что прошлые наработки завода, а именно комплектующие от тяжелых грузовых авто решено было максимально унифицировать с новым классом:
- На ЗИЛ 5301 устанавливалась кабина типа 4331,
- В трансмиссии использовалась коробка передач от ЗИЛ 130.
Справочно: В качестве платформы для разработки нового автомобиля было решено использовать шасси от модели Т2 Мерседеса. Действуя в крайне сжатые сроки, конструкторы смогли представить два первых ходовых образца ЗИЛ-5301 грузоподъемностью 3 т, уже к концу 1994 года.
За 1995 год была изготовлена опытно-промышленная партия из 200 авто, которая приступила к полноценным натурным испытаниям, а видео о новой модели тут же облетела все новостные телеканалы страны:
- По итогам года результат обкатки признан успешным,
- Концепция «мерседесовского шасси» одобрена в качестве платформы,
- Базовой моделью фургона стал ЗИЛ-5301 с трехсекционным кузовом объемом 15,5 м. куб.,
- Серия ЗИЛ 5301 получила собственное имя «Бычок», из-за кабины с высоким расположением фар, напоминавшим очертания животного,
- За 1996 год выпуск «Бычков» составил 1350 автомобилей.
Конструкторы пытались максимально унифицировать детали нового грузовика
Справочно: в дальнейшем автопроизводитель нарастил объемы до 12000 авто в год. В эти же годы конструкторское бюро разработало модульную конструкцию цельнометаллического кузова. На ее основе создавались 2-х и 4-секционные фургоны, объем которых варьировался от 10,5 м куб. до 20,5 м куб.
Читайте также статью Схема электропроводки Мерседес 124: доступные улучшения.
Особенности электрооборудования
На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:
- Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля,
- Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В,
- Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор),
- Основные цепи защищены плавкими предохранителями,
- В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.
Заводская инструкция указывала каталожные индексы применяемых деталей
Справочно: На смену «130» в 1986 году пришла новая модель, получившая индекс 4331 согласно отраслевой нормали. А когда встал вопрос поставок электрооборудования на новый класс 5301, было принято решение – применяется доработанная под особенности модели электропроводка ЗИЛ 4331.
Узнайте также об особенностях проводки ВАЗ.
Особенности проводки кабины
Унаследовав от «больших» собратьев высокую кабину, конструкторами без особых изменений была задействована и внутрисалонная схема проводки ЗИЛ Бычок.
Это позволило:
- удешевить расходы на сборку,
- а для потребителей – предложена приемлемая цена на «развозной» городской грузовик.
Фото кабины, унифицированной со старшими моделями прошлых лет
Старая кабина унаследовала и некоторые «особенности» предшественника.
В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:
- мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя,
- дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.
Панель приборов
Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:
- замка зажигания,
- выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).
В панели приборов использовалась модернизированная проводка ЗИЛ 4331
Выводы
В целом автомобиль оказался достаточно надежным и позволил автозаводу выжить в сложных условиях. Также как и автовладельцам ЗИЛ 5301, которые использовали его в коммерческих грузоперевозках.
Смотрите также схему электропроводки УАЗ.