Как правильно подобрать и самостоятельно заправить фреоном автомобильный кондиционер

Кондиционер стал практически незаменимым агрегатом любого современного автомобиля. С его помощью в салоне можно создать и поддерживать оптимальный микроклимат. Но, как и любое другое оборудование в авто, кондиционер нуждается в профилактике и периодическом обслуживании. Многие, кто владеет машиной с такой системой, неоднократно обращались в сервисные центры с проблемой выхода из строя кондиционера. В основном это связано с утечками и израсходованием фреона, запасы которого следует восполнить. Применяя профессиональное оборудование для заправки автокондиционеров, сервисные центры просят за свои услуги приличные суммы денег. Минимальная стоимость заправки составляет 1000 рублей. Но автовладелец может значительно сэкономить, самостоятельно разобравшись с этим элементом авто своими руками.

Заправка фреоном кондиционера автомобиля своими рукамиРекомендации по выбору и использованию фреона для автомобильного кондиционера.

Как функционирует агрегат

Чтобы понять, как осуществляется заправка кондиционера авто, нужно разобраться в принципе работы оборудования. В состав этой системы входит несколько компонентов. Потому можно говорить, что кондиционер в машине состоит из:

  • компрессора,
  • конденсатора,
  • испарителя.

Это ключевые элементы, которые играют основную роль в работе оборудования. С практической точки зрения процесс работы кондиционера автомобиля выглядит следующим образом:

  1. Фреон, то есть специальный состав в виде газа, обеспечивающий охлаждение салона, циркулирует внутри замкнутого круга и проходит через все 3 элемента системы.
  2. Компрессор отвечает за сжатие газа, что способствует повышению его температуры.
  3. После этого хладагент, который стал горячим и находится под высоким давлением, переходит в конденсатор. Там он проходит процедуру охлаждения и конденсации, то есть приобретает жидкую форму.
  4. Далее фреон следует к контуру высокого давления и подходит к расширительному клапану. Здесь хладагент распыляется и проникает в испаритель.
  5. Как раз испаритель считается ключевым компонентом, поскольку здесь начинается процесс охлаждения. В испарителе фреон испаряется, что позволяет отводить из воздуха тепло, а хладагент охлаждать.
  6. Поскольку фреон находится в замкнутой системе, он опять оказывается внутри компрессора (в виде холодного газа) со стороны низкого давления. Затем весь процесс повторяется снова и снова.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Но вовсе необязательно быть дипломированным экспертом в вопросе устройства автомобильных систем, чтобы разобраться с тем, как заправить кондиционер в автомобиле.

Периодичность заправки

В процессе функционирования автокондиционера постепенно происходит частичная утечка хладагента, то есть фреона. Общепринятая норма потерь составляет не более 15% в течение года. Отсюда следует, что заправить кондиционер в машине можно через каждые 3 года нормальной эксплуатации. Если же в процессе работы возникают утечки и разгерметизация, тогда потребуется дополнительный ремонт и более ранняя заправка.

Но важно понимать, что старые машины, находящиеся длительное время в эксплуатации, по причине естественных процессов старения имеют более интенсивную естественную утечку, даже при условии отсутствия поломок. В этом случае заправку осуществляют примерно раз в 1 – 2 года. При этом методика заправки применяется аналогичная.

Если у кондиционера автомобиля имеются повреждения, дефекты или поломки, связанные с интенсивной утечкой хладагента, тогда заправлять его не имеет смысла. Сначала нужно выяснить, что с фреоном и почему он активно расходуется. Устранив проблему, можно возвращаться к привычной периодической дозаправке агрегата.

Утечка фреона

Существует две наиболее частые причины:

  • трубки внутри системы были повреждены механическим способом или за счёт образования коррозийных процессов, что привело к потере герметичности,
  • внутри конденсатора началась коррозия, нарушившая целостность замкнутого контура.

Повреждённый участок не всегда удаётся выявить самостоятельно. Иногда лучше обратиться в сервисный центр, где будет использоваться ультрафиолет для выявления мест утечки. Разобравшись в том, как часто нужно заправлять кондиционер, можно переходить к вопросу выбора хладагента.

Выбор фреона

Для заправки кондиционера автомобиля может быть задействована профессиональная станция технического обслуживания с квалифицированным персоналом. Хотя многие водители хотят обслуживать свой автомобиль самостоятельно. Для решения таких задач может требоваться различный вид инструментов. Но во всех случаях обязательно необходимо приобрести сам хладагент. Ранее на всех автомобилях использовали заправочный фреон R12. Этот состав содержал фтор и являлся очень продуктивным. Показатели эффективности даже выше, чем у современных решений. Только проблемой R12 выступает факт повышенной вредности хладагента. Из-за выявленных проблем, к которым приводит состав, в 1992 году было принято решение полностью отказаться от его применения. R12 официально запретили.

Фреон R12

Все автомобилисты, владеющие транспортными средствами от 1992 года выпуска, перешли на новый состав R134a. А владельцы старых машин были вынуждены самостоятельно покупать и заправлять старую смесь, либо же переходить на обновлённый вид фреона. Всем заправочным станциям было официально предписано полностью отказаться от содержащего хлор и фтор фреона.

При подборе состава для каждой конкретной системы кондиционирования на вашем автомобиле, можете просто поднять капот и посмотреть на соответствующую табличку. На ней указано, какой хладагент здесь используется. Но перепутать системы сложно, поскольку используемые заправочные штуцеры, помимо остальных различий, используются совершенно разные. Так, на трубках для хладагента нового образца штуцер оказался выше и имеет больший диаметр. В подкапотном пространстве на машинах есть наклейки, где указывается тип и норма заправки автокондиционера.

Фреон R134a

Требуемое количество

Также автомобилисты не всегда точно понимают, сколько хладагента им необходимо для заправки кондиционера. Ведь покупать излишнее количество не имеет смысла, поскольку вы потратите лишние деньги, а сам фреон не используете. Удовольствие не самое дешёвое, потому рекомендуется предварительно точно посчитать требуемый заправочный объём. В лучшем случае на автомобиле под капотом есть специальная табличка с указанием типа, нормы и необходимого количества вещества. Но так везёт не всем, поскольку у некоторых машин табличка по тем или иным причинам отсутствует.

Если рекомендаций от производителя под капотом нет, стоит обратиться за помощью к официальному дилеру или руководству по эксплуатации машины. Подобная информация там обязательно дублируется. Для российских машин нормой для большинства заправляемых кондиционеров считается от 600 до 900 грамм. Хотя иногда абсолютная точность не играет большой роли, поскольку самостоятельно выполняются дозаправка и неполное наполнение системы кондиционирования хладагентом. Наполнять кондиционер фреоном могут:

  • на заводе при производстве автомобиля,
  • после ремонта,
  • в рамках планового обслуживания и пр.

После ремонта и на заводе, когда система пустая, она заправляется полностью. Но в рамках планового обслуживания осуществляется только дозаправка, из-за чего есть возможность лишь наполнения кондиционера до нормы. Только в таком состоянии агрегат сможет работать на полную мощность. Частичная заправка проблематична тем, что мы точно не можем знать, сколько фреона осталось внутри системы. По этой причине заправку осуществляют путём контроля давления на манометре. Так что если вам не удалось узнать точные цифры и определить количество требуемого хладагента, тогда просто отталкивайтесь от стрелки измерительного прибора.

Использование масла при заправке

Если вы внимательно посмотрите на таблицу количества хладагента в кондиционирующем устройстве, то увидите там значение и нормы масла. При этом далеко не все знают нюансы его доливки и причины применения. Некоторые автовладельцы, когда заправляют кондиционер в авто своими руками, рекомендуют всегда обязательно заливать масло. Но по факту при избыточном количестве смазочного материала возникают поломки поршневого компрессора. Это связано с тем, что при прохождении через агрегат масла вместе с хладагентом возникает нагар на узлах. И тут не совсем понятно, как действовать в подобной ситуации.

Фреон с маслом

Но специалисты дают простой и понятный совет. При заправке кондиционера в машине используйте фреон, в составе которого уже присутствует определённое количество масла. Соответствующую информацию производитель указывает на упаковке баллончика. Там всё строго дозировано, потому переусердствовать с маслом или добавить слишком малое количество вы никак не сможете. Обязательно читайте руководство по эксплуатации конкретно к вашему авто. Дело всё в том, что на некоторых машинах требуется обязательно отдельная заправка фреона и масла. Тогда применяются так называемые полиалкиленгликолевые масла, сокращённо PAG. При этом масло потребуется залить в компрессор, используя соответствующий вход в картере.

Вакуумирование

Кроме процедуры дозаправки фреона и заливки масла в систему, многие упускают из вида такую значимую операцию, как вакуумизация или вакуумирование кондиционера. Практически невозможно избежать проникновения воздуха и влаги внутрь системы автокондиционирования, если внутри неё осталось меньше 50% фреона. Да, оборудование продолжит свою работу, хотя на полную мощность функционировать не сможет. Слишком высока вероятность выхода из строя компрессора и образования ржавчины (коррозии) на трубках агрегата. Если упустить этот момент, потребуется дорогостоящий ремонт. Он обойдётся заметно дороже обычного вакуумирования. Чтобы удалить из системы скопившиеся воздух и влагу, понадобится воспользоваться вакуумным насосом.

Для самостоятельного вакуумирования кондиционера нужно соблюдать определённую последовательность процедур и действий:

  1. Включите автомобильный отопитель и прогрейте машину. Это позволит влаге конденсироваться в испарителе.
  2. Подключите к штуцеру компрессора вакуумный насос. Теперь открутите ниппель, проверните краник под ним. Поворачивать нужно против движения часовой стрелки.
  3. Включите насос. Дайте ему поработать в течение 15 минут. Когда нужное время пройдёт, закрутите вентили и отключите насос.
  4. Пошагово эту процедуру следует повторить несколько раз.

Когда вы закончите вакуумирование, обязательно подождите несколько часов. Ждать более 4 часов необязательно. Только после этого допускается приступать к заправке автомобильного кондиционера.

Необходимое оборудование для заправки

Если вы решили дозаправить автомобильный кондиционер своими руками, вам обязательно потребуются базовые знания и понимание устройства системы. Также нужно собрать комплект из инструментов и оборудования. В рамках заправки автокондиционера понадобится проверить давление и в дальнейшем заправить систему. Стандартный набор оборудования включает в себя:

  • комплект шлангов,
  • метрологическая станция,
  • переходник с краном (выбирайте такой, который подходит к системе вашей машины),
  • баллон с охладителем в нужном количестве.

Заправка автомобильного кондиционера фреоном

Всё это продаётся практически во всех автомобильных магазинах. Это значительно упрощает самостоятельную процедуру заправки кондиционеров в машине. Существуют специальные комплекты, продающиеся уже в готовом виде. Каждый элемент выполняет свою функцию и задачи.

  1. Баллон с хладагентом. На нём предусмотрена специальная резьба и полость. Её потребуется проколоть острым предметом (обычной иглой) при подключении переходника. Если в комплекте отсутствует переходник с краником, перед началом работ не забудьте его докупить. Иначе ничего у вас не получится.
  2. Соединительная муфта. С помощью тройника позволяет подключать шланги и манометр для измерения давления внутри системы.
  3. Второй конец шланга соединяется с метрологической станцией. Её придётся покупать отдельно, поскольку в стандартную комплектацию для заправки кондиционера своими руками станция не входит. К метрологической станции подключается ещё один патрубок (шланг).

Важно учесть, что автомобильная система кондиционирования имеет 2 стороны:

  • низкого давления,
  • высокого давления.

Сторона низкого давления проходит по более широкой магистрали. Потому их можно отличить сугубо по размерам трубок. Также магистраль низкого давления зачастую расположена над магистралью высокого давления.

Контроль давления в автокондиционере

Заправлять автокондиционер следует через магистраль низкого давления. Потому сначала отыщите требуемый штуцер. Чтобы предотвратить вероятность заправки с другой стороны (высокого давления), производители предусмотрели использование входных отверстий разных размеров. Есть автомобили, на которых колпачок штуцера имеет соответствующую надпись буквами H (высокое давление) и L (низкое давление). Либо же используют разные цветовые обозначения, окрашивая магистрали соответствующими красками. Когда вы будете откручивать кран магистрали низкого давления, обязательно тщательно протрите колпачок и трубку. Это позволит предотвратить проникновение внутрь системы мусора, пыли и прочих загрязнений.

Инструкция по заправке

Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль и как выглядит система кондиционирования, для всех случаев может использоваться общая инструкция. Хотя системы выглядят и работают по-разному, их объединяет принцип действия и устройства. Потому необязательно искать руководство к обслуживанию кондиционера конкретного авто. Если вы решили заправить свой кондиционер самостоятельно, старайтесь не отступать от указанных рекомендаций и чётко следовать инструкциям.

  1. Удалите все загрязнения, которые имеются на защитном колпачке и прилегающем участке магистрали низкого давления. Только после этого его можно смело открывать, не опасаясь за проникновение мусора внутрь системы.
  2. Соберите оборудование и наденьте шланг на заправочный штуцер. Если к баллону с хладагентом прилагается инструкция по его использованию, обязательно опирайтесь на рекомендации производителя. Фреон поставляется в разных баллонах, потому они могут несколько отличаться друг от друга. Подключение системы
  3. При заправке автомобильных кондиционеров следует запустить двигатель и держать обороты на уровне 1500 единиц. Поддержка оборотов требуется для прокачки фреона по всем магистралям кондиционирующего устройства. Тут лучше воспользоваться помощью ещё одного человека, либо чем-то зафиксировать педаль газа в нужном положении, чтобы обороты не падали и не росли.
  4. Теперь можно включить рециркуляцию воздуха соответствующими кнопками или регуляторами на вашем кондиционере. Включается оборудование на максимальных значениях.
  5. Откройте кран магистрали низкого давления. При этом сам баллон с фреоном переворачивается вверх дном. Постепенно открывается вентиль баллончика. Параллельно двигатель продолжает работать, а выходящий хладагент начинает заправлять систему.
  6. Пока фреон выходит из баллона и попадает в кондиционер, нужно параллельно следить за показателями манометра. Следите, чтобы в магистрали низкого давления значение не превышало 285 кПа. Оптимально оно должно находиться на уровне 275 кПа. Если превысить указанные цифры, тогда это приведёт к поломке компрессора. Следить за показателями давления
  7. Для проверки правильности заправки системы посмотрите на окно фильтра-осушителя. Если там отсутствуют пузырьки, и вы чётко видите жидкость прозрачного цвета, у вас всё получается верно.
  8. Когда в салоне появится холодный воздух (его температура составит от 5 до 8 градусов Цельсия), а шланг около штуцера низкого давления станет холодным, словно лёд, процесс можно заканчивать. Перекройте баллон, отсоедините все контакты.

Если всё делать грамотно и по инструкциям, ничего сложного в самостоятельно заправке автомобильного кондиционера вы не увидите. Потому опирайтесь на руководства, внимательно читайте рекомендации производителя фреона, а также не забывайте о нормах техники безопасности. При возникновении проблем, когда что-то не получается и выходит из-под контроля, работу лучше прекратить, а автомобиль отправить специалистам.

Профилактические меры

Длительная работа автокондиционера без возникновения проблем и утечек говорит о том, что владелец машины тщательно следит за работой своего транспортного средства и всех его систем. Существует буквально две полезные рекомендации в рамках самостоятельного обслуживания кондиционера, которые направлены на увеличение срока службы системы и сохранения её эффективной работоспособности. Автовладельцам необходимо:

  1. Периодически очищать радиатор автомобильного кондиционера. Процедура промывки этого элемента не самая сложная, потому привлекать к ней специалистов не потребуется.
  2. Использовать кондиционер зимой. В зимний период потребность в охлаждении салона отпадает. Здесь весь акцент делается на отоплении. Но чтобы кондиционер не выходил из строя раньше времени, зимой его следует включать. Для этого рекомендуется хотя бы раз в месяц заезжать в любое тёплое помещение и включать охлаждение салона на средних оборотах в течение 10 – 20 минут.

Когда в системе автокондиционирования отсутствуют поломки и утечки, заправить фреон самостоятельно не так уж и сложно. С задачей легко можно справиться своими руками. Но для правильного выполнения всех операций следует заранее изучить устройство кондиционера, понять принцип его работы, выбрать подходящий хладагент и обзавестись необходимым оборудованием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
mosautorent.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: