В жизни автовладельца возникают ситуации, когда он преодолевает бездорожье или снежные заносы. Проблем не возникнет, если автомобиль – внедорожник, и на нем установили шипованные шины. Что же касается обычных авто, то попытки проехать грязь или снег зимой заканчиваются неудачно.
Цепи противоскольжения. Назначение, достоинства и недостатки
Чтобы повысить внедорожные качества автомобиля, используются цепи противоскольжения или антипробуксовочные цепи. Задача этих аксессуаров – повысить проходимость авто. Они играют роль универсальных грунтозацепов.
После их установки водитель получает:
- хорошие показатели проходимости по заснеженной дороге,
- возможность преодолевать подъемы и спуски с меньшей вероятностью потери управления,
- улучшенная управляемость авто на обледенелом покрытии,
- повышенные гребные свойства при преодолении грязи.
Благодаря противобуксовочным цепям на колесах авто преодолевает серьезное бездорожье. Но отметим, что проходимость при этом зависит от клиренса.
Недостатки цепей противоскольжения:
- Повышение нагрузки на рулевой механизм, элементы трансмиссии.
- Невозможность быстрого перемещения (не удастся ехать на скорости свыше 40 км/ч).
- Интенсивный износ шин.
- Сильный шумовой эффект.
Цепи для легкового автомобиля помогут в бездорожье или снежный занос, но длительная эксплуатация не рекомендуется.
Разновидности цепей
Несмотря на негативные качества, цепи противоскольжения увеличивают проходимость машины.
Между собой эти средства различаются по:
- материалу изготовления,
- геометрии рисунка.
Указанные различия влияют на поведение автомобиля на дороге и внедорожные качества.
Материал изготовления
По материалу изготовления цепи делятся на:
- Жесткие.
- Мягкие.
Изначально такие средства повышения проходимости изготавливались из металла – жесткие цепи на колеса. Материалом изготовления выступали сталь, алюминий, титан. При этом на прочность такого изделия влияет металл, размеры и толщина звеньев. Чем больше звенья, тем выше показатели проходимости.
Видео: Азбука офф-роуд. Цепи противоскольжения
Достоинства жесткой конструкции улучшенная проходимость авто и улучшенные противобуксовочные и противогололедные показатели на ледяном покрытии. Такая цепь в виде браслета лучше «выгребает» из-под колес. При этом они сильно шумят и ускоряют износ шин. У таких браслетов на колесах ограничение по скорости составляет 40 к/ч. Изделие с крупными звеньями обладает значительной массой, да и далеко не на всех авто пространство арок позволяет их использовать.
Конструктивно они могут полностью выполняться из металлической цепи, без жесткой основы, к которой крепятся поперечные элементы.
Мягкие цепи отличаются тем, что для их создания используется неметаллические материалы:
- резина,
- пластик,
- полиуретан.
Для прочности таких аксессуаров применяется армирование. Они хорошо сцепляются с дорогой и меньше изнашивают шины. Для них скоростной предел составляет уже 80 км/ч, при этом сильного шумового эффекта у них нет. К недостаткам же их относятся показатели при движении по льду.
Для движения в городских условиях в зимний период лучше подобрать мягкие противобуксовочные автоцепи, например, резиновые. А вот при выездах за город, где высока вероятность попадания на грязевой участок или лед, пользуются жестким типом.
Геометрия рисунка
Что касается геометрии рисунка, то выпускаются три типа:
- «Лесенка».
- «Ромб».
- «Соты».
«Лесенка» состоит из основы – двух продольных веток, и располагается она по окружности колеса с обеих сторон. Для закрепления на колесе на основе устанавливаются замки. К ней перпендикулярно крепятся рабочие элементы. Внешне расправленная цепь похожа на веревочную лестницу, отсюда и название.
«Лесенка» самый простой тип средства повышения проходимости, поэтому такие изделия стоят недорого. Но у такой цепи существует ряд недостатков:
- рабочие элементы параллельны друг другу. Из-за этого контакт с дорогой у такой цепи – переменный, из-за чего авто на рыхлой почве или снегу может «зарыться»,
- «Лесенка», из-за особенностей расположения рабочих элементов, хороша только при продольном движении, поперечная же устойчивость у таких грунтозацепов низкая,
- из-за переменного контакта высокая нагрузка на элементы трансмиссии.
Лучше в эксплуатационном плане цепи типа «ромб». В их конструкции используются продольные ветки, рабочие элементы формируют ромбовидный узор.
У «сот» тоже сформированные поперечными ветками ромбы имеют периодичное расположение, при этом между собой они еще дополнительно связаны линейным соединением.
В отличие от «лесенки», у «ромба» и «сот» контакт рабочих веток с покрытием происходит постоянно, что снижает негативные воздействия на покрышки и трансмиссию. Они обеспечивают сопротивление поперечным воздействиям, то есть автомобиль меньше сносит в стороны.
Что нужно учитывать при выборе
При выборе цепей противоскольжения обращайте внимание на материал изготовления, геометрический рисунок и на размеры цепи. Она должна плотно обтягивать колесо. Поэтому когда выбираете обязательно узнайте диаметр и ширину колеса.
Обратите внимание на размеры самых звеньев. Мелкие составные элементы обеспечивают проходимость в условиях снега или гололеда, но хуже справляются с грязью – для нее нужны крупные звенья.
Как одевать цепи на колеса?
Монтировать на колеса нужно заранее, до выезда на проблемный участок. Если же машина уже завязла в грязи или сугробе, надеть их на колеса проблематично.
Чтобы одеть цепи на колеса нужно:
- Перед колесами ведущей оси на землю укладываем цепи продольно движению и расправляем. Фиксирующие элементы (крюки, замки, карабины и т. д.) должны смотреть в сторону движения.
- Наезжаем колесами на цепи так, чтобы впереди колеса оставалось 20-30 см изделия.
- Накидываем на колесо часть, расположенную за колесом.
- Соединяем фиксирующим элементом сначала внутреннюю продольную ветку, и только затем – внешнюю.
- Если имеется механизм натяжения цепи – используем его.
- Проезжаем на авто 20-30 метров, чтобы изделие нормально село на колесо и расправилось.
Видео: Как надеть цепь на колесо не наезжая и без домкрата
И только после этого пробуем преодолевать бездорожье. При этом делать это нужно на низкой передаче и с повышенными оборотами двигателя, чтобы колеса могли «выгребать» из-под себя. В городских же условиях на цепях передвигаемся в обычном режиме, но перед этим лучше сделать тестовый заезд, чтобы определить поведение авто, причем сделать это следует на дороге с разными условиями – снег, лед. И главное – нельзя превышать скоростной режим, иначе потеряете управление или разорвёте цепь.
Как самостоятельно сделать цепи на колеса
Выбор цепей противоскольжения сейчас на рынке очень большой, но приобретать их не обязательно, поскольку они не сложные в изготовлении и сделать вполне можно и самому. Но в домашних условиях изготавливаем только жесткую цепь.
В первую очередь определимся с геометрией рисунка. Самым простым будет «лесенка», но при желании можно сделать и «ромб», хотя он и сложнее в изготовлении. Из материалов потребуется:
- металлическая цепь, звенья которой соединяются при помощи сварки. При этом сразу же определяемся с размерами звеньев,
- крепление,
- натяжное устройство.
Видео: Делаем ЦЕПИ на колёса
Что касается инструментов, то понадобиться:
- угловая шлиф. машинка с отрезным кругом («болгарка»),
- сварочный аппарат,
- измерительный инструмент,
- тиски.
Имея это, приступаем к работам:
- Делаем замеры. В первую очередь следует по колесу отмерить продольные ветки, обе они должны быть одной длины.
- Отрезаем «болгаркой» требуемые участки.
- Замеряем длину поперечных элементов и нарезаем их в нужном количестве (чем больше поперечин, тем лучше).
- В концевых звеньях поперечных веток в месте сварного шва делаем разрез и немного разгибаем. Делаем так со всеми подготовленными элементами.
- Укладываем на землю продольные ветки и разрезами звеньев поперечин зацепляемся к ним. Следим, чтобы поперечины располагались перпендикулярно основам и на одном расстоянии друг от друга.
- При помощи сварочного аппарата завариваем проделанные прорези.
- На передние концы продольных веток таким же образом крепим крюки или карабины.
- При надобности на ту ветку, которая будет располагаться с внутренней стороны, устанавливаем натяжное устройство.
- Изготовленное изделие устанавливаем на колесо и проверяем, как она садится (при надобности наращиваем или укорачиваем продольные ветки).
Можно при сборке использовать и болтовые соединения поперечин с продольными ветками, но сварной шов надёжнее.