К середине 90-х годов массовое распространение систем впрыска топлива сделало работу диагностов крайне сложной: каждый производитель автомобилей использовал собственные физические и программные протоколы, не говоря уже о том, что на каждой марке автомобилей использовался свой собственный разъем.
Справка: Программный протокол – это метод кодирования и расшифровки информационных посылок, его можно сравнить со звуками языка. Физический протокол определяет характеристики самого сигнала (амплитуду, частоту, количество и нахождение служебных битов в посылке), в человеческом общении он является аналогом письменной речи (кириллица, записанная транслитом, читается точно так же, но записи абсолютно разные).
Создание стандарта диагностики, получившего обозначение OBD-II (OnBoard Diagnostics, второе поколение), на тот момент выглядело панацеей: стандартизировалась даже конструкция разъема диагностики и его положение (он должен был располагаться под рулевой колонкой или в зоне доступности водителя, но никак не под капотом). На программном же уровне основой OBD-II стали набор PIDов – идентификаторов запросов и режимов – групп данных и операций. То есть предполагалось, что на любой машине универсальный сканер, скажем, считав PID 0С в режиме 01, получит информацию об оборотах двигателя. Также появился термин «код ошибки» их обозначения и расшифровка были стандартизированы.
На практике же стандарт OBD-II, хотя де-юре поддерживается всеми автопроизводителями, де-факто применим только в справочных целях:
- Современные системы впрыска используют расширенные наборы PIDов, причем информация о них является закрытой. То есть многие необходимые данные с помощью «чистого» OBD-II считать просто невозможно.
- Это же касается и кодов ошибок: стандарт, изначально предусмотрев возможность создания специфичных для каждой марки кодов, фактически приговорил сам себя – автопроизводители, стремясь привязать покупателя к дилерской сети обслуживания, практически исключают возможность использования универсального сканера под OBD-II на своих машинах. Точно так же и данные ответов ЭБУ могут кодироваться с отклонениями от стандарта – например, если OBD-II сканер считывает температуру двигателя за 200 градусов, это не признак какой-то неисправности, а «привет» от разработчиков ПО автопроизводителя.
- Сам физический протокол связи и даже расположение сигнальных контактов в разъеме различаются – если владельцу старого Volkswagen или ВАЗ нужен K-Line адаптер, работающий с низкоскоростной последовательной шиной ISO 14230 (KWP2000), то в современных автомобилях используется либо высокоскоростная шина ISO 15765-4 CAN, либо другие реализации последовательного протокола (ISO 9141-2, SAE J1850 VPW/PWM – последние два, хотя и работают с одними и теми же пинами разъема, отличаются принципами модуляции сигнала).
- Такая ситуация сказывается и на разработчиках программного обеспечения – хотя стандарт предусматривает доступ также к блокам управления трансмиссией и системам безопасности, большинство разрабатываемого софта может «достучаться» только до ЭБУ впрыска, что еще больше сужает пользу OBD-II.
Видео: Автомобильный сканер ELM 327 Как считать ошибку и расшифровать её
В наше время наиболее распространенным любительским интерфейсом стали многочисленные клоны ELM327 – прибора, преобразующего различные реализации OBD-II в собственный «язык», передаваемый далее по стандартному протоколу последовательного порта RS-232. Благодаря возможности реализации виртуального порта через Bluetooth стало популярным использование его в паре со смартфоном, отсюда и распространение мобильных приложений подобного рода.
Мобильные программы для работы с OBD-II
1. Torque Pro
Видео: Обзор программы Torque pro
Недорогое (165 р. на Google Play) приложение, рассчитанное в первую очередь на использование в роли бортового компьютера – на это недвусмысленно намекает кастомизируемый интерфейс, основанный на наборе «показометров» различных параметров. Реальный список выводимых данных зависит исключительно от соответствия конкретного автомобиля стандарту, но, как правило, базовые параметры (обороты/температура/расход) программа может отобразить, причем в удобочитаемой форме.
Для расширения функциональности разработчиком предлагается набор плагинов, добавляющих нестандартные PIDы – например, Advanced EX for Renault или Mazdaspeed 3/6 Gen.I.
Видео: OBDII Bluetooth диагностика двигателя VW Polo Sedan программой Torque
Считывание кодов неисправностей поддерживается только для системы впрыска. Для среднестатистического пользователя крайне не хватает справочной базы данных по кодам (в идеале с пошаговой процедурой направленной диагностики, как в ПО дилерского оборудования) хотя бы по наиболее часто встречающимся. Впрочем, большинство владельцев этим разделом меню пользуются исключительно по принципу «прочитал ошибки – стер», тем более что полноценной работы с контекстом ошибок (в терминологии OBD-II freeze frame) в Torque нет.
2. X431 iDiag
Программная оболочка iDiag практически аналогична софту, используемому в сканере Launch X431 Pro, и для своей работы требует приобретения фирменного Bluetooth-адаптера. Однако это не чисто OBD-II приложение, а практически полноценное мультимарочное программное обеспечение – пользователь может скачать софт, рассчитанный на работу с конкретными марками автомобилей.
Увы, как и в фирменных сканерах Launch, качество программы оставляет желать лучшего: если «неконнект» и выдача ошибочных данных через OBD-II еще понятны и простительны, то для софта, рассчитанного под конкретную марку, явно намекают на отношение разработчика к качеству. К тому же каждый загружаемый программный модуль придется оплачивать отдельно без возможности предварительного тестирования бесплатен только модуль OBD.
3. ScanMaster Lite
Приложение бесплатно с ограниченной функциональностью (сокращен набор PIDов и кодов ошибок). Однако удобно то, что полнофункциональную версию можно приобрести из самой программы, предварительно протестировав ее на своем автомобиле – после политики Launch «заплатите нам, а потом смотрите» (самый дорогой модуль, кстати, стоит почти 5000 р.), это большой плюс для разработчика.
Интерфейс русифицирован (но фраза «система вСпрыска» выглядит как бельмо на глазу) и весьма приятен, сама оболочка для OBD-сканеров традиционна: выбираем режим (считывание кодов, сохраненных кадров, текущих данных и т.д), далее – конкретную операцию. В отличие от Torque, в ScanMaster реализован и функционал режима 08 – управление исполнительными механизмами, что, конечно, стоит делать только при понимании принципов функционирования системы управления двигателем (не нужно, к примеру, принудительно включать бензонасос, затем форсунки, после чего подавать искру в цилиндры).
4. Piston (OBD2 & ELM327)
Бесплатное приложение, функциональность которого полностью отражена в названии. «Красивостей» подобно Torque здесь нет, зато отлично реализована работа с freeze frame – достаточно нажать на строку с кодом ошибки из списка. Если Вас не пугает отсутствие русификации (впрочем, работать с OBD действительно удобнее на языке оригинала) – программу можно рекомендовать для испытаний.
Определенные недостатки у нее есть: скорость обновления данных маловата (особенно, если Ваш автомобиль использует и без того медленные протоколы типа KWP2000), а возможность построения графиков текущих данных в реальном времени отсутствует. Впрочем, если Вы собираетесь залезть в диагностику уже на достаточно высоком уровне, логичным будет использование более серьезного софта.
5. OBD Auto Doctor
Программа более ориентирована на диагностику, хотя возможность вывода «показометров» в стиле Torque здесь тоже есть. Однако функционал считывания кодов ошибок дополнен неплохой справочной базой по ним, возможностью построения графиков параметров в реальном времени… Но вот на перевод различных систем измерения разработчик явно не обратил внимания, как и на локализацию на другие языки. И, если в использовании исключительно английского языка ничего страшного все же нет ( лезть в диагностику без знания английского вообще не стоит, скажем сразу ), то выдача температур в градусах Фаренгейта, расхода воздуха – в фунтах, а расхода горючего – в милях на галлон делает OBD Auto Doctor малоудобным для «метрических» стран приложением.
Видео: Тест сканера ELM327 OBD2 для компьютерной диагностики автомобилей. Nissan Qashqai. Torque Pro
Программы для Windows для OBD-II
1. ScanMaster ELM
Несмотря на примитивный интерфейс, программа позволяет реализовать весь функционал OBD-II. Название, уже знакомое нам по мобильным приложениям, недвусмысленно намекает, что перед нами софт все того же разработчика – немецкой компании WGSoft. Разобраться с ее использованием будет несложно: отдельные режимы OBD разнесены на разные вкладки, а русификатор, который нетрудно найти в интернете, вполне внятен: по крайней мере, таких явных ляпов, как в официальной локализации мобильного приложения, в нем нет.
Видео: ScanMaster-ELM
2. ScanXL Professional
Американская разработка, особенно полезная для владельцев автомобилей Ford, Mazda, General Motors – стандарт OBD-II в ней дополнен специфическими PIDами и кодами ошибок этих марок. Стоит отметить удобный для работы режим кастомизируемых индикаторов: на большом экране их прекрасно видно издалека, и это не просто так – программа изначально рассчитывалась на работу с мощностным стендом, когда оператору приходится смотреть на монитор из автомобиля. Увы, реализовать весь функционал ScanXL по эту сторону земного шара не получится (так, например, с каким именно стендом ее «спаривать» и как, автору узнать не удалось), но как OBD-II сканер она неплоха, особенно для указанных выше марок.
Заключение
В тексте этой статьи невольно пришлось несколько раз упоминать о неэффективности работы с OBD-II и необходимости тестирования описываемых приложений на конкретном автомобиле. К счастью, выход всегда есть – в следующей статье мы перейдем уже к специфическому софту, работающему с конкретными марками автомобилей.