Гибридный автомобиль – это транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания и электроприводной системой, состоящей из одного или нескольких моторов. Объединяет достоинства электрокара и легковой машины с ДВС на бензине или дизельном топливе.
Режимы работы ДВС и электромотора
В зависимости от конструктивных особенностей и использованных технологий выделяют следующие принципы совместной работы двигателя внутреннего сгорания и электромотора:
- Последовательный. Принцип работы основан на передаче вращающего момента от ДВС генератору, который отвечает за решение 2 задач – зарядку аккумуляторной батареи и выработку электрической энергии. Движение транспортного средства происходит благодаря электротяге.
- Параллельный. Двигатель, работающий на бензиновом топливе (реже – на дизеле), и электромотор соединены с колёсами посредством дифференциала. Первый является основным, второй – вспомогательным силовым агрегатом, включающимся при разгонах и торможениях с целью запаса рекуперативной энергии. В гибридах с параллельной системой привода установлена сложная электроника, отвечающая за управление.
- Последовательно-параллельный. Последовательно-параллельный, или смешанный. Конструктивно сложная система. Электродвигатель, бензиновый или дизельный мотор и генератор связаны друг с другом и колёсами, что позволяет водителю изменять режим работы. Взаимодействие электрической силовой установки и ДВС происходит с помощью планетарной передачи.
О достоинствах
- Экономия топлива (бензина или дизеля), с помощью которой снижаются эксплуатационные расходы.
- Новые гибридные автомобили, несмотря на наличие аккумуляторных батарей, немного тяжелее своих бензиновых и дизельных конкурентов.
- Уменьшение вредоносных выбросов CO2.
- Гибридные двигатели издают меньше шума.
- Автомобили гибриды не требуют подзарядки и обладают увеличенным запасом хода по сравнению с электрокарами.
Гибридные автомобили в России
Отсутствие на российском рынке более-менее доступных моделей и комплектаций гибридов (речь о Prius) сводит их роль к «дорогим игрушкам». Минимальные ценники, отражающие цифры в 2 миллиона рублей, больше наталкивают на вполне адекватные мысли о покупке менее дорогого, но хорошо оснащённого и комфортабельного авто с обычным ДВС.
Если отметить лучшие гибридные автомобили в России, то лидером в плане технологий, дизайна и качества отделки интерьера является BMW i8. Следом идут японские гибридные автомобили Infiniti и Lexus, которые проще, но ближе к потребительским реалиям. Лучше подходят на роль повседневных автомобилей, равно как и Mercedes E-Class. Выбор в пользу Prius выглядит слишком странным, так как покупатель получает не самый красивый и просторный автомобиль за такую серьёзную сумму.
Японские автомобили с гибридным двигателем
Toyota Prius
Японские гибриды Prius продаются от 2 154 тыс. рублей в единственной комплектации «Люкс». Оснащаются безальтернативным 1,8-литровым бензиновым двигателем мощностью 98 л.с. и синхронным электрическим мотором на постоянных магнитах с отдачей в 72 л.с.
170-сильные Prius дешевые автомобили в классе гибридов в России, что связано с прекращением продаж их более доступных комплектаций и затягиванием дебюта Nissan Leaf 2 поколения.
Несмотря на высокую стоимость, владелец получает компактное городское авто с малопривлекательной внешностью. Передняя часть Toyota с «зигзагообразной» оптикой смотрится вычурно и безвкусно.
Машина, разработанная в соответствии с дизайнерской концепцией «YU-BI-SHIN», слишком противоречива. Зато неплохо оснащена. Prius в комплектации «Люкс» имеет 2-зонный климат-контроль, кожаную обивку сидений, цифровую приборную панель, круиз-контроль, аудиосистему люкс-класса JBL c 10 динамиками. Специально для российских покупателей машина поставляется с пакетом опций «Зимний комфорт» (обогрев зеркал заднего вида, дополнительный салонный отопитель и др.). Доплачивать за него не нужно.
+ Хорошее оснащение.
+ Минимальный расход.
+ Множество опций и систем безопасности.
Спорный дизайн.
Отсутствие комплектаций начального уровня.
Lexus RX 450h
RX 450h – премиальный городской кроссовер. Оснащён 3,5-литровым бензиновым мотором и 2 электродвигателями. Когда транспортное средство замедляет ход, в аккумуляторных батареях происходит накопление кинетической энергии.
RX в исполнении Hybrid имеет стремительный и динамичный силуэт, хорошо узнаваемый поклонниками японской марки Lexus Этот образ подкрепляют 263-сильный бензиновый двигатель и 2 тяговых электромотора. Совокупная мощность гибридного двигателя Lexus RX 450h– 313 л.с.
Lexus продаётся в России в 2 исполнениях – Premium и Exclusive. В базовой комплектации гибрида предусмотрено 10 подушек безопасности, 20-дюймовые легкосплавные диски, мультимедийный центр со встроенным навигатором, высокотехнологичная система VDIM, отвечающая за управление динамикой автомобиля.
Видео: Lexus RX 2017 Тест Драйв и Обзор
+ Большая мощность.
+ Агрессивно-динамичная внешность.
+ Множество систем безопасности.
+ Качественная отделка салона.
Тряская и слишком мягкая подвеска рассчитана на езду только по асфальтовым дорогам высокого качества.
Infinity QX60
QX60 – 7-местный автомобиль, продающийся на российском рынке как в стандартной бензиновой (3,5 л, 262 л.с.), так и в более мощной гибридной версии. Независимо от силовой системы, машина комплектуется трансмиссией CVT с функцией ручного переключения и имеет полный привод.
Совокупная мощность и максимальный крутящий момент ДВС и электромотора составляют 250 л.с. и 368 Нм соответственно.
Машина марки Infiniti выглядит красиво и хорошо оснащена, поэтому попала в рейтинг гибридных автомобилей. Имеет солидную колёсную базу (2900 мм), что обеспечивает большое количество свободного места для пассажиров в салоне и багажа. Но гибрид не может похвастаться топливной экономичностью. В комбинированном цикле премиальный кроссовер потребляет 8,5 литров на 100 км пути.
Видео: Тест драйв INFINITI QX60
+ Просторный 7-местный салон.
+ Мощный двигатель.
+ Красивый дизайн.
+ Современная LED-оптика.
Гибрид с невысокой топливной экономичностью.
Немецкие гибриды
Mercedes E 350 e
Представителей E-Class в первую очередь ценят за высокое качество, комфорт и премиальный дизайн. Однако немецкий производитель предлагает и гибридные автомобили с индексом E 350 e, которые способствуют экономии топлива и снижению вредоносных выбросов в атмосферу. Средний расход у 4-дверного седана составляет 2,1-2,5 литров бензина на 100 км.
При этом 299-сильная гибридная система, работающая совместно с 9-скоростной КПП, обеспечивает разгон до первой сотни за 6,2 с и максимальную скорость в 250 км/ч.
+ Большая мощность.
+ Высокий уровень безопасности.
+ Множество мультимедийных, развлекательных и других опций.
+ Просторный салон.
Высокая стоимость.
BMW i8
i8 – высокотехнологичный и дорогой немецкий hybrid на российском авторынке. Относится к классу спортивных автомобилей. Купе i8 впечатляет футуристическим экстерьером, запоминающимся образом и динамическими характеристиками. На разгон до 100 км/ч у баварской машины уходит 4,4 с.
Яркие впечатления от поездки обеспечивают вспомогательные электромоторы, основной 3-цилиндровый 231-сильный двигатель 1,5 л и «умная» система полного привода (работает только при полном заряде аккумуляторов). При этом гибрид не кажется тяжеловесным. Масса спорткара (без груза) составляет 1535 кг.
Несмотря на огромный разгонный потенциал, BMW с помощью настроек можно превратить в «тихохода» и уложиться в заявленные 2,1 л топлива на 100 км. По большей части i8 – автомобиль выходного дня, который призван доставлять удовольствие при вождении, но по факту с отсутствующим багажником и не слишком просторным салоном.
Видео: BMV i8 Тест-драйв
+ Современная гибридная система.
+ Высокая мощность и отличная динамика.
+ Яркий образ.
+ Красивый и необычный интерьер с дорогостоящими материалами, за исключением серебристого пластика.
+ Полный привод.
+ Общий запас хода – 440 км.
Заоблачная цена.
Плохо подходит на роль повседневного авто.
Таблица 1. Технические характеристики гибридных автомобилей на российском авторынке.
Характеристики | Prius | RX | QX60 | E 350 e | i8 |
Габаритные размеры, в мм | 4540 на 1760 на 1490 | 4890 на 1895 на 1685 | 5093 на 1960 на 1742 | 4923 на 1852 на 1468 | 4689 на 1942 на 1293 |
Колесная база, в мм | 2700 | 2790 | 2900 | 2939 | 2800 |
Объём багажника, в л | 502 | 539 | 477 | 540 | 154 |
Тип привода | Передний | Полный | Полный | Полный | Полный |
Максимальная скорость, в км/ч | 180 | 240 | 190 | 250 | 250 |
Средний расход топлива в смешанном цикле, в л | 3 | 5,3 | 8,5 | 2,3 | 1,9 |
Начальная стоимость, в руб. | 2 154 000 | 4 606 000 | 2 520 000 | 3 980 000 | 9 490 000 |