Вождение автомобиля с механической коробкой передач: основные правила

Вождение МКПП

Еще недавно на территории стран СНГ умение ездить на механической коробке передач являлось обязательным условием для получения водительского удостоверения. Сегодня ситуация несколько изменилась, так как появилась возможность получить права на АКПП.

При этом многие опытные автоинструкторы настоятельно рекомендуют сначала научиться ездить на «механике», а уже потом пересаживаться на автомат. Дело в том, что только механическая коробка позволяет научиться полностью контролировать автомобиль (особенно важно в зимнее время года, а также в тяжелых и сложных дорожных условиях).

Также машина с МКПП лучше приспособлена для тяжелых условий эксплуатации, чем аналоги с «автоматом». Далее мы рассмотрим основные правила вождения машины с МКПП и как правильно управлять автомобилем, если на машине стоит коробка механика.

Коробка МКПП: вождение автомобиля с «механикой»

Вождение коробка механика

Итак, чтобы понять, как ездить на механике, нужно отдельно учитывать, что на такой коробке водитель должен выбирать и включать/выключать передачи самостоятельно, то есть вручную. В результате вождение авто с механической коробкой передач может показаться сложным для начинающих водителей, а также тех, кто раньше ездил только на АКПП.

Главное, в процессе обучения обращать внимание на ряд нюансов и особенностей. Как правило, в этом случае уже через несколько часов практических занятий даже у новичков отмечается заметный прогресс. Итак, поехали.

  • Особенностью МКПП является наличие педали сцепления. Если просто, при нажатии эта педаль «отсоединяет» коробку от двигателя (подобно нейтральной передаче, более известной как «нейтралка»). Такое отсоединение необходимо для того, чтобы водитель получил возможность плавно и мягко переключать передачи (без ударов, рывков, а также повреждения коробки и двигателя).

Только выжав до упора педаль сцепления, появляется возможность включить нужную передачу при помощи рычага переключения скоростей в салоне авто. Получается, на заведенном двигателе переключать коробку передач можно только тогда, когда педаль сцепления нажата, причем выжата полностью (до упора). Указанная педаль обычно нажимается  только левой ногой, тогда как правая нажимает педали газа и тормоза.

Еще раз напомним, для мягкого и четкого переключения передач необходимо полностью нажимать педаль сцепления и отпускать педаль газа, иначе передача может включаться со скрежетом или хрустом, что приводит к поломкам трансмиссии.

  • Идем далее. Как уже было сказано, передачи в МКПП  переключаются вручную. Зачастую машины с МКПП имеют 5 скоростей (передач)  для движения вперед и одну заднюю скорость.  Также имеется нейтральная передача. На начальном этапе важно усвоить, где находится каждая скорость, а также когда и как нужно включать передачи.

Нейтральная передача означает, что ни одна скорость КПП не включена, то есть усилие от двигателя на колеса не передается. Другими словами, при работающем двигателе и включенной нейтральной передаче автомобиль не тронется с места в случае нажатия на педаль газа, а также не будет ускоряться, если включить нейтралку уже в движении.

Однако важно помнить, что если машину на нейтралке одновременно не зафиксировать тормозами или ручником (стояночным тормозом), авто может покатиться под уклон (как назад, так и вперед). Так вот, нейтралка позволяет мотору работать на холостом ходу, а также двигаться накатом при выключении передачи (делать это  без острой необходимости не рекомендуется). Также из нейтральной передачи водитель может включать нужную скорость для движения вперед или назад.

В процессе обучения важно запомнить, как включаются все передачи МКПП.  Обычно указания нанесены на ручке КПП (сверху рукоятки). Как правило, новичок заранее детально знакомится с работой коробки на практике перед первым выездом.

Далее, каждое включение передачи должно производиться в следующем порядке: нейтраль – выжим сцепления выбор нужной передачи плавное отпускание педали сцепления добавление газа.

  • Первая передача нужна для того, чтобы тронуться с места и разогнать автомобиль до 5-20 км/ч. Эта передача самая тяговитая. Кстати, при трогании с места педаль сцепления нужно отпускать максимально плавно, чтобы избежать резких рывков. Важно почувствовать момент начала передачи крутящего момента на колеса (обычно это момент в середине хода педали сцепления).

Также часто рекомендуется  слегка добавлять газ одновременно с плавным отпусканием педали сцепления, что позволяет добиться уверенного  начала движении и избежать ситуации, когда двигатель глохнет (особенно если авто стартует на подъеме), машина катится назад и т.д.

Кстати, часто проблемы с началом движения на подъем можно решить при помощи следующего приема: затяните ручник (стояночный тормоз), выжмите сцепление, включите первую передачу, плавно отпускайте сцепление и немного добавляйте газ, одновременно опуская ручник. Это поможет избежать нежелательного отката назад.

Вторая передача является «разгонной», автомобиль на ней оптимально разгонять до 40 км/ч. Также подходит для  езды с невысокой скоростью или движения накатом со склона. Третья передача включается на 40 км/ч, на ней оптимально разгонять машину до 60 км/ч. Четвертая предполагает включение на 60 км/ч и разгон до 80-100 км/ч. Пятая передача поддерживает набранную скорость и включается от 100 км/ч.

Обратите внимание, максимально плавно отпускать сцепление нужно только на первой передаче во время старта. После того, как автомобиль начал движение и нужно переключаться на ступень выше или ниже, резко сцепление бросать не нужно, однако и выдерживать такую же плавность, как при старте на первой передаче, также нет необходимости. Опять же, нужно чувствовать момент начала передачи усилия от мотора на колеса.

  • Задняя передача часто включается не так, как другие скорости МКПП. На одних авто для ее включения нужно просто передвинуть рычаг в определенное положение, тогда как на других дополнительно следует «снять» условную защиту-блокировку от случайного включения (потянуть кнопку-рычажок), только после чего удается «воткнуть» заднюю скорость.

Включать заднюю скорость можно только после полной остановки авто. Начинать движение на задней передаче нужно аналогично старту на первой, предельно плавно отпуская сцепление. При этом следует помнить, что задняя передача самая мощная, автомобиль начнет разгоняться достаточно интенсивно при неосторожном обращении с педалью газа.

  • Что касается включения передач, важно переключаться так, чтобы выбранная  передача соответствовала скорости движения и условиям. Например, если водитель давит на газ, но машина движется на низких оборотах и не разгоняется, это говорит о том, что включена слишком «высокая» передача и необходимо, выжав сцепление, переключиться на одну или две ступени ниже.

Если же обороты слишком высокие, тяга хорошая, но скорость не растет, тогда требуется включить повышенную передачу, снизив нагрузки на двигатель и коробку. Обычно новички ориентируются по тахометру, спидометру и звуку мотора, который указывает на  высокие обороты двигателя своим шумом.

Например, зачастую на бензиновых атмосферных моторах с объемом до 2.5 литра оптимально переключаться «вверх» тогда, когда обороты находятся на отметке 3 тыс. об/мин. Переключение «вниз» на 1 ступень происходит в том случае, когда обороты упали до 1200-1500 об/мин и машина уже «не тянет».

Обратите внимание, включение слишком низкой передачи вызывает эффект торможения двигателем и коробкой. Если машина движется на высокой скорости и включенной, например, 5-й передаче с оборотами около 4 тыс./об. мин, то включение 2-й передачи может привести к резкому замедлению, а также поломкам ДВС и КПП, заносу автомобиля,  различным ДТП и т.д.

Также важно учитывать, что для обгонов нужно заранее переключаться с «повышенной» на «пониженную», что позволит добиться более активного разгона автомобиля, быстрого набора оборотов мотора и лучшего отклика на педаль газа.

Полезные советы

Как ездить на МКПП вождение

Перед запуском двигателя нужно всегда проверять, что рычаг находится в положении нейтральной передачи. В противном случае при попытке завести двигатель  на передаче произойдет рывок, что может привести к ДТП и другим последствиям.

Не следует активно газовать в том случае, если педаль сцепления частично выжата или отпущена не до конца. Это приводит к усиленному износу самого сцепления и неполной передаче тяги от мотора на колеса. Также не следует держать нажатой педаль сцепления дольше 2-3 сек. на светофорах и при кратковременных простоях. Нужно переходить в нейтраль, после чего отпускать педаль сцепления.

Плохо включаются передачи на механике причины Рекомендуем также прочитать статью о том, почему плохо включаются передачи на механике. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым могут возникать проблемы с переключением передач МКПП, передачи включаются туго, водитель испытывает затруднения при включениях и т.д.

Для эффективного снижения скорости движения автомобиля можно использовать низшие передачи (третью и вторую), причем не используя педаль тормоза. Прием хорошо подходит для применения на скользкой дороге в гололед, снег, дождь и т.д.

После того, как двигатель был заглушен, автомобиль на ровной площадке можно оставить на нейтральной передаче, однако нужно не забыть затянуть ручник. При постановке машины на стоянку даже на небольшом уклоне поле остановки мотора нужно включить первую передачу и затянуть ручник. Это позволит избежать самопроизвольного откатывания авто даже в случае проблем с механизмом стояночного тормоза.

Однако перед каждым запуском двигателя следует всегда проверять, что коробка переведена в нейтраль. Еще отметим, что в зимнее время  ручником лучше не пользоваться, что позволит избежать примерзания тормозных колодок к тормозному диску или барабану.

Подведем итоги

Как видно, умение управлять автомобилем с механикой позволяет полностью контролировать машину, использовать специальные приемы, а также развивать и совершенствовать практические навыки вождения.

Как тормозить на механике МКППРекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется торможение на механической коробке передач. Из этой статьи вы узнаете, как правильно тормозить на механике МКПП. Также механическая коробка является надежной трансмиссией. При правильном обращении ресурс ее намного выше, чем у АКПП. Также МКПП  позволяет экономить горючее, машину с такой коробкой можно активно эксплуатировать в различных условиях без особых ограничений, задействовать максимум мощности мотора и т.д.

Напоследок отметим, что водитель, который умеет ездить на механике, без труда управляет и автомобилем с АКПП. Если же говорить об обратной ситуации, переучиться с автомата на механику и приобрести необходимые навыки езды на такой коробке намного сложнее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: