Получения компенсации по ОСАГО: способы, особенности, плюсы и минусы. Что выбрать: деньги или ремонт вместо выплат?

При наступлении страхового случая, водители, имеющие на руках полисы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) теперь могут выбирать, каким способом получать компенсацию: выплаты в денежном эквиваленте или путем ремонта автомобиля страховой компанией.

Человек, некомпетентный в данных вопросах, может понести значительные убытки из-за незнания всех тонкостей данных процедур. Что лучше выбрать автолюбителю, какие положительные и отрицательные моменты имеет восстановление ТС и выплата деньгами, и другие нюансы в материале данной статьи.

Восстановления автомобиля страховой компанией или лучше замена на получение денежных средств?

Возможность выбора между ремонтом транспортного средства и выплатой денежной компенсации причиненного ущерба появилась в 2014 году, после того, как были внесены поправки в действующий Федеральный закон № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности…», а именно в статью 12 данного закона.

Потерпевший имеет право на компенсацию причиненного ущерба имуществу, здоровью, жизни при подаче заявления на имя страховой компании о наступлении страхового случая, и получении соответствующей выплаты или в прямом покрытии соответствующего ущерба – гласит пункт 1 статьи 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».

Именно прямое покрытие соответствующего ущерба и предполагает возмещение страховой выплаты в виде ремонта транспортного средства (в натуральной форме). Именно 15 пункт статьи 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО» гласит, что возмещение причиненного ущерба может быть осуществлено путем оплаты и организации ремонтных работ автомобиля.

Необходимо обратить внимание на два ключевых понятия – это оплата и организация. То есть, страховая компания не самостоятельно производит ремонт транспортного средства, а организует и оплачивает данную процедуру в автосервисе, с которым у СК заключен договор сотрудничества.

Читайте о том, когда вступили в силу поправки в Федеральный закон ФЗ № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности…», а именно 28 апреля 2017 года, которые предполагают выплату компенсации вместо ремонта только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 16.1 данного закона.

Плюсы и минусы

Положительные и отрицательные моменты направления на ремонтные работы

Раньше, страховая компания была заинтересована в том, чтобы страховое возмещение автолюбитель получал в виде ремонта на станции технического обслуживания. Это обуславливалось тем, что страховщик избегал ответственности за качество проведенного ремонта, так как все претензии страхователь направлял к СТО (по закону). Согласно новым поправкам, внесенным в ФЗ № 40 «Об ОСАГО» в мае 2017 года, ответственность за качество проведенного ремонта возлагается на страховщика.

Помимо этого, страхователь мог столкнуться с рядом сложностей, если выберет возмещение ущерба в виде ремонта, а именно:

  • У страховщика нет заключенного договора оказания ремонтных услуг с официальным дилером, обслуживающим ТС собственника.
  • Мастера, работающие в СТО, стремились сэкономить на ремонте, так как оплата в рамках страховки не всегда покрывала стоимость новых оригинальных деталей.
  • После завершения ремонтных работ, бухгалтерия автосервиса могла выписать чек собственнику автомобиля на оплату разницы между суммой ремонта и суммой, полученной от страховщика.
  • Если возникали разногласия по качеству проведенных восстановительных работ авто, то разбираться приходилось не со страховщиком, а с автосервисом.
  • Зачастую, работники СТО не сообщали собственнику о скрытых дефектах, обнаруженных при проведении ремонта, и они оставались нетронутыми.
  • Прежде чем отремонтируют транспортное средство, проходило немало времени с момента ДТП, так как страховщик выписывал направление в автосервис в течение 20 дней после получения заявления о страховом случае. В тоже время, направить ТС в автосервис при получении денег можно сразу, написав заявление и зафиксировав причиненный ущерб ТС на фото и видео.

С другой стороны, вероятность попасть к недобросовестной СТО была невелика, так как такие сервисы утверждены на законодательном уровне, поэтому большинство страховых компаний работало именно с такими компаниями, понимая ответственность перед страхователями. В свою очередь, СТО старались качественно выполнить ремонтные работы, так как дорожили своей репутацией, а соответственно и потоком клиентов.

Поправки, внесенные в Закон «Об ОСАГО» практически полностью исключили возможность возникновения вышеперечисленных проблем. С другой стороны, если ремонтные работы или качество обслуживания СТО не удовлетворили страхователя, то он может подать жалобу и потребовать возмещения компенсации в денежном эквиваленте (а также, возмещение неустойки).

Преимущества и недостатки получения денег от СК

У страхового возмещения в виде денежной компенсации, есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам относится:

  • Получение компенсации в виде денежной выплаты максимально снижает срок ремонта транспортного средства, так как он не зависит от третьих лиц (нет посредника между СТО и страхователем).
  • Потерпевший имеет полное право использовать денежные средства на свое усмотрение. Если страхователь получил от СК денежное возмещение причиненного ущерба, то он не обязан отчитываться перед ней за проведенный ремонт ТС.

Несмотря на положительные моменты, у денежной компенсации имеются и отрицательные стороны, а именно:

  • Отсутствие возможности компенсировать разницу между стоимость ремонта и компенсацией, выплаченной страховщиком. В таком случае доплачивать придется из «собственного кармана».
  • Могут резко вырасти цены на запасные части для авто, цена на которые была установлена страховщиком на момент подсчета суммы выплаты. Это может произойти из-за введения санкций на импорт запчастей или скачка валюты по отношению к рублю.
  • Расчет стоимости запчастей подсчитывается СК с учетом их износа, а значит на новые детали выплаченной компенсации страхователю не хватит.
  • Страхователю самостоятельно придется подыскивать нужные запчасти.

Именно поэтому, получение денежной компенсации вместо ремонтных работ выбирали страхователи, которые не планировали ремонтировать транспортное средство (собирались эксплуатировать его в таком виде или попросту решали о его реализации).

Какой вариант выбрать?

Учитывая тот факт, что после внесения поправок в ФЗ № 40 «Об ОСАГО» 28 апреля 2017 года, выбирать водителю не приходится (выплаты деньгами осуществляются в исключительных случаях), то в избежание потраченного времени, сил и средств (на проведение технических экспертиз, подачи исковых заявлений в суд и т.д.), предпочтительнее будет выбрать именно ремонтные работы ТС.

Что делать, если компенсации не хватает?

Здесь может быть две ситуации: страховщик намеренно занизил сумму выплаты по страховому полису и сумма ремонта намного выше выплачиваемого лимита страховщиками.

Необходимая сумма на восстановление машины выше лимита на возмещение убытка, выплачиваемого СК

В данном случае, потерпевшему придется доплачивать разницу из собственных денежных средств. Например, если стоимость ремонтных работ составляет 430 000 рублей, а максимальная выплата по страховке составляет 400 000 рублей, то доплатить придется 30 000 из «своего кармана».

Намеренное занижение суммы страховщиком

Встречаются такие недобросовестные страховые компании, которые намеренно занижают сумму выплаты, дабы уменьшить свои расходы. В таких случаях не стоит мириться с решением страховщика, а стоит действовать следующим образом:

  1. Провести независимую экспертизу ТС, которая установит сумму причиненного ущерба.
  2. Написать в СК претензию, в которой указать недоплаченную разницу, при этом приложив заключение эксперта о повреждениях авто.
  3. В случае отказа в удовлетворении претензии или игнорирования ее, подавать иск в суд.

Если вы выбрали устранение повреждений по полису

На сегодняшний день, процедура ремонта транспортного средства, как вариант страхового возмещения, более предпочтителен, нежели год назад (до принятия поправок в ФЗ № 40 «Об ОСАГО» от 28 апреля 2017 года). Однако, существует ряд нюансов, которые следует учитывать, если вы выбрали ремонт (на основании пункта 17 статьи 12 Федерального закона № 40 «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года с изм. и доп. от 27 сентября 2017 года):

  1. В течение 20 дней после получения заявления о наступлении страхового случая, страховая компания обязана выдать потерпевшему направление на ремонт в автосервис, если он не предпочтет получить компенсацию в денежном эквиваленте.
  2. Страховая компания имеет право устанавливать срок ремонтных работ авто, на основании полученного заключения экспертов о повреждениях, а также производить контроль выполнения работ на автосервисе.
  3. Страховщик оповещает страхователя о превышении стоимости ремонта ТС, разницу которой, последний может оплатить из собственных средств.
  4. Обязательства страховой компании по возмещению ущерба ОСАГО в виде ремонта считаются выполненными, после получения страхователем отремонтированного ТС.

Обратите внимание! Все спорные моменты по вопросам ремонтных работ решаются на основании пункта 19 статьи 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».

Исходя из материала данной статьи видно, что в настоящее время страховые компании в основном перешли на возмещение причиненного ущерба ТС путем его ремонта на СТО. Выплаты денежного эквивалента компенсации производятся только в исключительных случаях, прописанных в ФЗ № 40 «Об ОСАГО».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
mosautorent.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: