Японский автопром славится высочайшим качеством сборки, что не удивительно – уровень автоматизации производства в Стране Восходящего Солнца вне конкуренции. Радует и то, что, несмотря на немалые различия в культуре, в технологическом плане японцы стараются не отставать от мировых трендов, а в последние десятилетия именно здесь рождаются и воплощаются в железе многие новые идеи, касающиеся усовершенствования различных систем современного автомобиля. Именно поэтому Mitsubishi Lancer двух последних поколений так популярен в нашей стране. Кроме высокой надёжности, этот автомобиль радует уровнем комфорта для водителя, и одной их компонент, обеспечивающих комфортное пребывание в салоне, является салонный фильтр. О нём мы сегодня и поговорим, отметив, что, начиная с Lancer 9, это устройство для очистки воздуха унифицировано, поэтому и на 10 поколении и сам фильтр, и его замена полностью идентичны.
Порядок замены салонного фильтра Mitsubishi Lancer 9, 10.
Функции фильтра салона
Уже из названия этого автомобильного аксессуара можно сделать вывод, что основное предназначение фильтра салона Lancer 9 – очистка воздуха, поступающего в салон, от различных загрязнений. Отметим, что степень очистки может быть разной, как и стоимость фильтровальных элементов. Самый бюджетный вариант – противопылевой фильтр, обеспечивающий задержку пыли, сажи, микроскопических частичек резины, пыльцы растений. Сам фильтровальный элемент изготовляется из целлюлозного (редко) или синтетического волокна, уложенного в виде гофры в пластиковую рамку. Плотность обычного ФС ниже, чем у его аналога, используемого в воздушном фильтре двигателя, поэтому и степень разрежения в системе вентиляции намного меньше, чем во впускном коллекторе силового агрегата. Синтетические фильтры способны задерживать мелкие частицы эффективнее бумажных благодаря наличию статического электричества. Обработка фильтровального элемента хлором придаёт ему антибактериальные свойства.
Угольные фильтры – более дорогой вариант обычных, позволяющий существенно увеличить протекторные свойства благодаря включению в его состав слоя активированного угля (известный адсорбент, который, к слову, применяется и в противогазах). Он позволяет проникать в салон летучим веществам и высокомолекулярным газам, включая углекислый, препятствуя проникновению внутрь автомобиля посторонних запахов, что в условиях частой езды в городских пробках весьма актуальное дополнение. Более качественная защита имеет и обратную сторону – угольный фильтр забывается намного быстрее обычного. И ещё один момент: активированный уголь, поглощая газы, теряет свои адсорбирующие свойства, поэтому такой фильтр подлежит безусловной замене. Обычный противопылевой можно попытаться промыть, но в силу дешевизны такая операция теряет свою экономическую привлекательность.
Когда производить замену салонного фильтра
Каждый производитель дает свои рекомендации касательно периодичности замены фильтров, включая салонный. Но, как правило, подобные рекомендации имеют усреднённый характер, да ещё и рассчитанный на условия эксплуатации, которые вряд ли сопоставимы с российскими. В частности, Mitsubishi установила для своих авто рекомендации менять СФ не реже раза в год, или каждый 15 тысяч километров пробега. Если условия эксплуатации конкретного автомобиля далеки от усреднённых (приверженность активному стилю вождения, проживание в сельской местности или в крупном мегаполисе), то менять салонный фильтр нужно намного чаще. Поскольку для большинства отечественных автовладельцев подобные условия являются нормой, для салонного фильтра Lancer IX один год между регламентными заменами – слишком большой промежуток времени. Строго говоря, выполнение процедуры замены следует производить, ориентируясь не на рекомендованные цифры, а на реальные симптомы, указывающие, что производительность системы вентиляции резко снизилась. Такими признаками можно назвать:
- заметное ухудшение микроклимата в машине (летом – слишком высокая температура даже при включенном автокондиционере, зимой – холод в салоне, несмотря на работу отопителя на полной мощности),
- часто запотевающие стёкла, чего не наблюдается после установки нового салонного фильтра,
- повышенная запылённость внутри авто, причём уборка пылесосом помогает ненадолго – через пару дней слой пыли на стёклах, пластике и обивке сидений появляется снова,
- появление в салоне посторонних запахов – результат жизнедеятельности микроорганизмов, для которых загрязнённый органикой фильтровальный элемент – идеальная среда для питания и размножения.
Если водитель или члены его семьи страдают аллергией, загрязнение фильтра они почувствуют быстро. Но кроме аллергенов, в салон могут проникать и возбудители инфекций, поэтому к вопросам замены салонного фильтра следует относиться столь же щепетильно, как и к обслуживанию воздухофильтра мотора. Не стоит забывать и о том, что не вовремя запотевшие окна – это вопросы безопасности движения, и пренебрегать ими не только непозволительно, но и преступно.
Выбор салонного фильтра Mitsubishi Lancer 9, 10
Мы уже отмечали, что на автомобилях девятого и десятого поколений используются одинаковые фильтры. Оригинальные имеют артикул 7803A004/7803A005. И хотя маркируются они под брендом Mitsubishi, компания не занимается изготовлением этих расходных материалов. Обычно в качестве штатной выступает продукция фирмы Mann. Хотя сам автопроизводитель рекомендует использовать только оригинальную продукцию, мы этого делать не будем – она имеет достаточно высокую стоимость, особенно если вы привыкли использовать СМФ с активированным углём. На рынке представлен огромный ассортимент салонных фильтров, совместимых с оригинальными, стоимость которых в разы ниже, а качество ничуть не хуже, а часто даже лучше. Учитывая, что это расходный материал, переплачивать не имеет смысла.
Правда, здесь следует быть осторожным – подобная продукция бывает разного качества, зачастую может иметь место незначительное несовпадение размеров – в этом случае потребуется либо обрезка, что в принципе несложно сделать и самостоятельно. Либо, наоборот, между фильтровальным элементом и посадочным местом будут наличествовать зазоры, что гораздо хуже, поскольку при засорении такого фильтра воздух будет пытаться проникнуть в салон через эти щели, создавая характерный свист. С этой проблемой тоже можно бороться, и мы ниже расскажем, как.
Но чтобы не заниматься доводкой, лучше всё же приобретать продукцию, полностью совместимую с оригинальной, в особенности по габаритам. Большинство независимых производителей фильтров предлагает оба варианта изделий: обычные однослойные и многослойные, включающие прослойку с активированным углём. Как правило, о принадлежности фильтра к тому или иному виду можно узнать из упаковки, но далеко не всегда продукция, попавшая на отечественный рынок, адаптирована под него. Так что, если вы испытываете трудности с английским языком, отличить пылевой фильтр от угольного можно визуально: цвет первых обычно белый. Угольные имеют сероватый оттенок из-за наличия прослойки активированного угля, который, как известно, имеет насыщенный чёрный цвет.
Многослойные фильтры стоят дороже и загрязняются быстрее, но если для вас защита от посторонних запахов важна, с этими недостатками придётся смириться. Противопылевые СФ дешёвые, но не обеспечивают идеальной защиты салоны. Правда, у них имеется ещё одно достоинство: когда они загрязняются до критического состояния, а нового фильтра под рукой нет, можно промыть загрязнённый – такой вариант в качестве временного вполне опустим. В любом случае для замены салонного фильтра Lancer 9, 10 вовсе не обязательно посещать сервисный центр – хотя подобная услуга стоит недорого, эту операцию можно произвести самостоятельно буквально за 5-10 минут. А теперь посчитайте, сколько времени вам потребуется для замены на СТО, и поймёте разницу.
Особенность человеческой психики такова, что если вы привыкли использовать что-либо, то обычно отвергаете любые альтернативные варианты. Такое поведение нельзя назвать рациональным. Поэтому для тех автовладельцев, кто в принципе готов приобрести новый фильтр для своего Lancer, но его сдерживает отсутствие информации о характеристиках изделия, мы предлагаем таблицу салонных фильтров, совместимых с оригинальными. В этом перечне присутствуют как обычные однослойные, так и угольные фильтры. Мы указываем также примерную стоимость изделий и снабжаем каждую позицию краткими комментариями:
Наименование (производитель, артикул) | Примерная стоимость, руб. | Комментарий |
TSN 9.7.015 | 440-470 | угольный, имеет достаточно жёсткий корпус из пластика, по краям изделия присутствует поролоновая прокладка, качество фильтрующего элемента ниже среднего |
BIG Filter GB-09934 | 240-260 | обычный, по качеству особых претензий нет – фильтр примерно такой же, как Goodwill AG0571CF. Из-за незначительного несовпадения размеров может засвистеть |
Knecht (прежнее название – Mahle Filter) LAK0485 | 550-580 | угольный, корпус мягкий, пластиковые элементы отсутствуют. Качество неважное – на фильтровальном элементе можно увидеть следы клея, поролоновая прокладка проклеена плохо, местами отслаивается |
JS Asakashi AC03503 | 400-420 | обычный, облачён в жёсткий пластиковый корпус, имеет поролоновую прокладку. В целом замечания по качеству изготовления отсутствуют |
JapanParts FAA-MI05 | 400-450 | угольный, но указанная на коробке фирма – только упаковщик, на самом деле это фильтр Goodwill AG0571CF, облачённый в корпус из пластика. Это же изделие пакуется в коробки под брендом «Ашика» |
AMC Filters MC04015C | 500-540 | угольный, заключён в жесткий корпус, имеется поролоновое уплотнение. Среди особенностей конструкции – полочка снизу |
Sakura CAC01006 | 400-430 | угольный, жёсткий корпус отсутствует. Несмотря на наличие угольного слоя, качество нельзя назвать хорошим, прежде всего – из-за мягкого корпуса |
Denso DCF0300K | 430-480 | угольный, стоит дороже Sakura CAC01006, но по своим характеристикам практически от него не отличается. Качество не на высоте, возможны свисты |
Mitwell MA08571 | 300-340 | Один из наиболее доступных угольных фильтров. При этом качество исполнения на вполне приличном уровне, все хлипкие элементы проклеены |
Jakoparts J1345008 | 440-450 | Угольный, в мягком корпусе. Внешность не внушает оптимизма, стоимость для мягкого корпуса средняя |
Oriparts CA01260A | 350-380 | Ещё один бюджетный вариант угольного фильтровального элемента. При этом имеет корпус из пластика. Однако в целом качество фильтра не вызывает доверия |
Toko BJ4-0506 | 400-420 | Обычный однослойный фильтр, заключён в корпус из пластмассы, поролоновые прокладки имеются, как и задняя полочка. По экстерьеру максимально похож на оригинальное изделие под артикулом MR398288, по качеству изготовления нареканий нет |
TOKO BJ4-0506C | 650-700 | Угольный вариант предыдущего изделия. Отличается от него наличием слоя с активированным углём. Стоит достаточно дорого, но пять же, сравним по качеству с оригинальным угольным фильтром |
Goodwill AG0571CF | 280-300 | Однослойный фильтр не самого хорошего качества. Удивительно, но объёму продаж занимает одно из ведущих мест (возможно, сказывается известность бренда) |
SCT SA01173 | 270-300 | Обычный фильтр оснащён жёстким пластиковым корпусом, однако прокладки из поролона отсутствуют. Качество корпуса не на высоте – заметны искривления, что чревато зазорами и пресловутым свистом. Ещё одна особенность – наличие надписи на одной из боковых граней коробки, из которой свидетельствует, что внутри могут находиться фильтры, изготовленные разными производителями |
Japanparts MR0398288 | 600-650 | угольный фильтр с пластиковым корпусом по периметру. Яркий пример того, что наличие узнаваемого бренда не гарантирует хорошее качество, хотя внешне к изделию претензий нет. Но что касается стрелки, указывающей, какой стороной вставлять фильтр в посадочное место, то её направление указано неправильно. Для угольного фильтра это важно |
Sinolar B045006GWC | 350-380 | угольный фильтр, заключённый в пластиковый короб. Замечаний по размерам нет. Зазоры отсутствуют, не дребезжит при езде. Пользователи отмечают неплохую фильтрацию запахов |
Mitsubishi MR0398288 | 980-1100 | оригинальный многослойный фильтр с угольной прослойкой. По своим характеристикам сход с изделием Japanparts MR0398288, но цена практически в полтора раза выше. Фактически вы доплачиваете за бренд, хотя Mitsubishi фильтров не производит |
Mitsubishi MZ0690361 | 570-600 | Ещё один оригинальный противопылевой фильтр, стоимость которого выше, чем у большинства угольных неоригинальных изделий. Качество далеко от оригинального, окантовка мягкая, имеются зазоры по бокам, через которые свистит воздух |
Nipparts J01345008 | 560-580 | фильтр с угольным слоем, облачён в жёсткий пластиковый корпус. И внешне, и по характеристикам схож с оригинальным изделием Mitsubishi MR0398288 |
Невский фильтр NF06201с | 350-380 | Единственный отечественный представитель угольных фильтров для Lancer. Имеет мягкий корпус и среднее качество изготовления (как и стоимость) |
Доработка салонного фильтра
На проблему свиста, раздающегося из-за бардачка, жалуются многие владельцы Mitsubishi Lancer. В некоторых случаях источником этих неприятных звуков может являться вентилятор климатической системы (свистеть может как «умирающий» подшипник моторчика, так и крыльчатка, если она начала разрушаться). Но намного чаще проблема заключается в использовании некачественного или неподходящего по размерам фильтра: если он меньше оригинального, образуются щели между боковинами фильтровального элемента и посадочным местом. В эти щели будет устремляться воздух, нагнетаемый вентилятором пески, формируя раздражающее водителя звучание. Но гораздо хуже, что именно из-за этого в салон может беспрепятственно проникать и пыль, и сажа, и углекислый газ, и другие загрязнители, которые вполне благополучно задерживает сам фильтр.
Определить, что источником свиста является фильтр, а не вентилятор, достаточно легко: нужно просто извлечь СФ, и если в салоне установится тишина – причина именно в фильтре. Так что к вопросу выбора следует отнестись со всей ответственностью. Хотя приобретение изделия, присутствующего в списке совместимых с оригинальным, вовсе не гарантирует, что в этом случае проблем не возникнет, поскольку здесь многое зависит от качества корпуса (пластик может деформироваться, что опять же приведёт к появлению промежутков и свиста). Ещё хуже обстоят дела с фильтрами, имеющими мягкий корпус – от их приобретения лучше отказаться. Если щель небольшая, на новом фильтре она себя проявлять не будет – пропускная способность фильтровального элемента будет достаточной, чтобы воздух беспрепятственно поступал в воздуховоды, по пути очищаясь. Но в случае сильного загрязнения поток воздуха будет встречать на своём пути сильное сопротивление, устремляясь по альтернативному пути – в щели. И тогда в машине появится новый музыкальный инструмент.
Замена салонного фильтра Lancer X решит проблему, но что делать, если свистящие звуки издаются на новом изделии, которое только-только было вставлено вместо старого? Если отнести его назад в магазин возможности нет, можно попытаться самому избавиться от разгерметизации СФ. Всё, что для этого нужно – самоклеющийся поролон. Этот материал стоит поискать в торговых заведениях, специализирующихся на продаже шумоизоляционных материалов. Во многих крупных автомагазинах имеются соответствующие отделы. Внешне он немного напоминает губки, используемые для мытья посуды. У нас имеется два варианта избавление от щелей: оклеить само посадочное место или же фильтровальный элемент. Первый вариант хорош тем, что при следующей замене СФ у вас уже будет защита. Но сделать такую оклейку из-за дефицита места будет весьма проблематично, к тому же со временем поролон всё равно прохудится, и тогда его придётся отдирать, что тоже вряд ли можно назвать удовольствием. Так что остановимся на альтернативном варианте, предполагающем обработку самого фильтра, вернее, его боковых граней. Сам алгоритм предельно прост:
- убираем с заводского фильтра родной поролон,
- аккуратно нарезаем кусочки необходимой длины,
- приклеиваем их к торцам.
Хотя толщина фильтровального элемента после такой обработки значительно вырастет, проблем с установкой СФ на штатное место возникнуть не должно: поролон – мягкий и пластичный материал, он способен сжиматься до минимальных размеров и со временем принимать первоначальную форму, обеспечивая отличное прилегание фильтра.
Алгоритм замены салонного фильтра Mitsubishi Lancer 10
Как и в большинстве современных авто, у Lancer СФ расположен прямо за бардачком, а для его замены вам не потребуется даже отвёртка. Эта операция вполне может быть выполнена даже новичком, имеющим минимальные навыки обслуживания автомобиля. Итак, опишем последовательность действий:
- открываем перчаточный ящик, освобождаем его от содержимого,
- слева вверху видим фиксатор, аккуратно пальцами отсоединяем его,
- извлекаем бардачок, сместив его вниз и влево (он удерживается на несъёмном фиксаторе, расположенном справа вверху),
- видим переднюю панель фильтра, удерживаемую двумя саморезами. Откручиваем их,
- вытаскиваем фильтр, вставляем новый (перепутать сложно, поскольку на передней панельке с одной стороны имеется паз, а с другой он отсутствует),
- производим сборку в обратной последовательности.
Если всё делать быстро, то можно управиться в 5 минут. Ничего сложного даже для дам, никогда не державших в руках отвёртку!