Наверное, тема обсуждения моторных масел останется вечным источником преломления копий на автомобильных форумах. Учитывая огромное количество марок на рынке, это неудивительно – кто-то ищет более бюджетный вариант регулярной замены, кто-то просто хочет поэкспериментировать. Но и в том, и в другом случае неплохо для начала разобраться, что обозначают ряды букв и цифр на упаковках, и самое главное – в чем физический смысл обозначений.
Тип базового масла минералка, синтетика, полусинтетика
Информация об основе, на которой производится конкретное моторное масло, в классификационных параметрах не шифруется. Как правило, сам производитель указывает это на упаковке (а в случае синтетики – еще и большими буквами).
Минеральные масла (Mineral oil, Mineralol) производятся на основе части фракций перегонки нефти (грубо говоря, фракционного промежутка между дизельным топливом и мазутом). Сама такая база по своим свойствам, во-первых, очень сильно зависит от качества сырьевой нефти, во-вторых, не удовлетворяет никаким требованиям двигателестроения – все ее характеристики приходится корректировать пакетом присадок, который далеко не вечен. Отсюда – низкий ресурс, быстрое падение антифрикционных свойств, «гуляющая» вязкость.
Синтетические (Fully synthetic, synthetisches Ol) же масла основываются, как это понятно из названия, на основе синтезированной – она чище, менее зависима от качества сырья, может быть легче «запрограммирована» на нужные свойства. Но нужно понимать, что разные технологии изготовления заметно влияют на свойства синтетической базы – полиальфаолефиновые базы, синтезируемые из природного газа, долговечнее (но и дороже), чем гидрокрекинговая синтетика, использующая как сырье все ту же нефть. Отдельная группа баз – это эстеровые, использующие как сырье растительные масла.
Полусинтетика (Semisynthetic, teilsynyhetishes Ol) – вариант компромиссный: в минеральную базу вводят до 40% синтетической (обычно гидрокрекинговой), частично «вытягивая» ее характеристики при сохранении бюджетной цены.
Видео: Синтетика, полусинтетика, минералка
Наиболее интересно то, что одну и ту же гидрокрекинговую синтетику разные производители могут позиционировать и как чистую синтетику, и как полусинтетику.
Классификация вязкоcти масла по SAE
Для двигателя вязкость масла – это одна из ключевых характеристик. Она определяет не только давление масла, но и многие другие подчас незаметные аспекты работы мотора:
- ЦПГ двигателей смазывается разбрызгиванием – либо только от коленвала, либо дополнительно от форсунок, струю масла из которых поршень при движении дробит в мелкодисперсную взвесь. Поэтому применение масла с более высокой, чем расчетная, вязкостью, ухудшает смазку цилиндропоршневой группы, особенно на низких оборотах.
- Пленка на стенках цилиндра, удерживаемая хонинговкой, также имеет определенную толщину, зависящую от вязкости масла. На современных двигателях все чаще используются маслосъемные кольца с малой упругостью, рассчитанные на работу с тонкой и «жидкой» масляной пленкой от маловязких масел – использование более густого масла, особенно в изношенном моторе, приведет к росту расхода на угар. Хотя по старому опыту многие люди до сих пор считают, что в изношенный двигатель нужно лить более густое масло, для моторов, рассчитанных изначально на маловязкие масла, это неприменимо.
Вязкость масла принято обозначать согласно стандарту SAE. Измеряется она в двух точках, схематически характеризующих состояние при холодном пуске (-30) и при рабочей температуре (100 градусов по Цельсию). В каждой точке есть несколько условных классов, определяющих возможный диапазон вязкостей. Низкотемпературная вязкость, чтобы ее можно было отличить, имеет приставку W в конце. Каждый класс имеет цифровое обозначение, причем они имеют разный физический смысл (у масла 20W-20, естественно, не одинаковые вязкости в двух точках).
Так как вязкостные свойства моторного масла прямо связаны со свойствами базового масла, в большинстве случаев можно легко понять, на основе чего произведена конкретная марка. Более стабильные синтетические базы позволяют получать масла с очень узкой вилкой вязкостей, например – 0W-30 и даже 0W-20. В то же время у минеральных баз, даже с большим объемом стабилизирующих присадок, эта вилка будет шире – 20W-50 (загущенное масло) или 20W-20 (низкокачественное масло по типу М8-В1). Есть и исключения: например, синтетика для высокофорсированных моторов может иметь вязкость 10W-60.
Видео: Немного информации о моторных маслах. Обозначения маркировок.
Говоря о вязкости, нужно понимать, что поведение масла в работающем двигателе определяет только высокотемпературный индекс. Поэтому фраза «залей вместо 10W-40 15W-40, оно погуще» в корне неверна – после прогрева эти масла будут иметь вязкость, попадающую в один и тот же классификационный диапазон, зато запуск на морозе следование такому совету еще и ухудшит.
Классификация по группам качества (API, ACEA)
Помимо вязкости, качество моторного масла определяет длинный список параметров – это и антифрикционные, и противозадирные свойства, и щелочное число, и с каждым новым стандартом качества список требований все увеличивается. Перечислить все эти параметры на упаковке нереально, да и неудобно. Поэтому приняты стандарты, легко кодируемые в простой символьной форме. Наиболее распространенный – это стандарт Американского института нефти (API), Он предусматривает разделение масел на две группы – для дизелей (С) и для бензиновых моторов (S). После указания типа мотора идет буква, обозначающая конкретный стандарт, и чем дальше она по алфавиту, тем стандарт строже. Грубо говоря, масло API SL предназначено для более новых двигателей, чем SG. Но здесь есть много нюансов – в теории, масло более свежего стандарта должно лучше работать и в старых моторах, но так происходит не всегда – иногда антифрикционными характеристиками или ресурсом приходится жертвовать в угоду экологии.
Многие моторные масла могут работать в двигателях с любым типом питания. В этом случае классификатор указывается двойной, например – API SL/CF. У специализированных дизельных масел может указываться ограничение и по тактности – так, масло API CF-2 предназначено исключительно для двухтактных дизелей, CF-4 – для четырехтактных.
В Европе общепринят стандарт ACEA, и его классификатор также указывается на упаковке моторного масла. Принцип обозначения схож – вначале дается указание на тип двигателя, затем – на конкретный стандарт. Но само разделение типов моторов здесь другое: класс A/B указывает на бензиновые и дизельные моторы легковых машин и легкого коммерческого транспорта, C – на транспорт с катализаторами (это вновь и бензиновые, и дизельные моторы), E – на моторы тяжелого дизельного транспорта. Каждый тип двигателей по стандарту ACEA имеет и свои подклассы, обозначаемые цифровым индексом. В общем, стандарт ACEA гораздо точнее может описать характеристики и применяемость масла, но и наглядность у него хуже, чем у API. Поэтому проще запомнить требования по ACEA для своего мотора и, выбирая масло, не отступать от них. Например:
- A3/B3-04 – масла для легкового транспорта без катализаторов, имеющие увеличенный срок замены,
- C2-04 – маловязкие масла для моторов с высокой степенью форсировки, имеющие катализатор или сажевый фильтр.
Классификация ILSAC дополнительно определяет свойства энергосберегающих масел. Здесь есть только один класс GF со своими подклассами (GF-1, GF-2 и так далее).
Допуски производителей
Однако даже всех вышеперечисленных классификаций может быть недостаточно, чтобы указать на применимость масла в конкретном двигателе. Поэтому, помимо них, на упаковке масла указывается и список одобрений производителя, которым оно соответствует. Если в сервисной книге автомобиля есть указание на какое-либо требуемое одобрение, то и приобретаемое масло должно ему соответствовать.
Перечень подобных одобрений огромен, а их обозначения у каждого производителя свои. Приведем лишь пару примеров:
- VW 504.00/507.00 – маловязкие синтетические масла с увеличенным сроком замены, пригодные для большинства моторов Volkswagen младше 2005 года выпуска, кроме моторов R5/V10-TDi,
- MB228.31 – масла для дизельных моторов Mercedes-Benz, оборудованных сажевыми фильтрами. Это одобрение жестко определяет зольность масел и их испаряемость, содержание фосфора и серы в них.
Особо критично следование одобрениям производителя для высокофорсированных моторов и дизелей с сажевыми фильтрами. У первых условия работы масла весьма жестки, локальные перегревы и увеличенные нагрузки ужесточают требования к ряду свойств масла. Вторым для достижения запланированного ресурса сажевого фильтра нужны масла с малой испаряемостью и зольностью, продукты сгорания которых должны нести с собой минимум соединений фосфора и серы (LowSAPS-масла).