Понятия GPS-маячок и GPS-трекер часто путают, но у этих схожих устройств есть и серьезное различие. Задача трекера – постоянное отслеживание маршрута. Он должен выходить на связь регулярно, передавая данные о координатах на сервер хранения. Маячок передает координаты по единичному запросу непосредственно пользователю в случае, например, угона автомобиля. Поэтому GPS-маяк для машины в сравнении с автомобильными трекерами экономичнее расходует энергию, что для моделей с автономным питанием немаловажно. Однако в удобстве использования ранние модели, да и наиболее дешевые современные, спорны: координаты они передают в виде СМС-текста. Само по себе сообщение пользователю бесполезно без Интернета или карты под руками. Поэтому у более современных моделей уже предусматривается доступ через интернет-портал или мобильное приложение. Ряд маяков и вовсе по функционалу уже превращается в трекеры, хотя производитель продолжает использовать термин «маячок».
Конструкция и принцип действия GPS-маяка
На сайте работает автоэлектрик-диагност, сертифицированный специалист StarLine. Если есть вопросы по автосигнализациям задавайте их в конце статьи в комментариях или Вконтакте. Указывайте при обращение марку машины и модель сигнализации.
Основной компонент маячка – это спутниковый модуль, на основе данных которого и осуществляется GPS-отслеживание передвижения. Сейчас нормой является использование двух спутниковых группировок. Усложнения или удорожания устройства добавление ГЛОНАСС не дает, а вот точность в северных широтах улучшается, да и скорость позиционирования в условиях плохого приема сигнала вырастает.
Управляет спутниковым модулем микроконтроллер, непосредственно связанный с GSM-модулем. СМС-запрос (либо запрос через Интернет в моделях, поддерживающих такую возможность) «будит» контроллер, а тот включает спутниковый модуль и запускает процесс определения координат. Поскольку технология геопозиционирования поддерживается и сотовой сетью (LBS), то, помимо спутников, координаты грубо определяются и по базовым станциям сотовой сети. Если автомобильный маячок не определяет свои координаты по спутникам, то пользователю передаются данные LBS. Здесь есть один нюанс, который учитывают при выборе GPS маяка – в самых дешевых моделях поддержки спутниковой сети может вообще не быть, такие устройства работают исключительно по LBS. «Грешат» этим и крупные производители – в состоянии «из коробки» их маяки отслеживают только по LBS, а при работе со спутниками приходится докупать антенну.
Доступ к интернет-каналу сотовой связи для маяка уже можно считать обязательным. Это дает возможность работы с ним через мобильное приложение или сайт производителя, это огромный плюс к удобству. Безлимитный Интернет для мобильных устройств доступен давно, при частом обращении к маяку это дешевле, чем платить за каждое СМС. Питание у устройства может быть различным. Автомобильный автономный GPS-маяк работает от встроенных батареек, которые регулярно потребуется менять. Ресурс у них велик, но это накладывает два ограничения:
- На скрытность установки: мало кто согласится из-за замены батареек разбирать полмашины. Разумеется, в случае угона, скрытность установки большой плюс.
- В холодном климате этот способ питания показывает второй минус: на морозе емкость батареек и литиевых аккумуляторов падает.
Поэтому лучший GPS-маяк для машины – это прибор с комбинированным питанием. Такие автомобильные маячки все время работают от аккумулятора – емкости батареи с избытком хватает чтобы и в мороз, и при сильном разряде маячок продолжает спокойно работать. И только если основной аккумулятор садится «в ноль» или отключается, маячок переходит на питание от собственных батареек или аккумулятора.
Есть и модели исключительно с внешним питанием, но такой выбор не назвать оправданным: достаточно отключить АКБ, чтобы лишить владельца машины возможности найти ее координаты.
Функционал автомаяка может быть расширен. Классический пример – это М-серия от StarLine, маячки в которой имеют дополнительные входы и выходы. Такие устройства передаёт координаты и информацию о состоянии автомобиля – дополнительные входы здесь играют ту же роль, что и входы контроля сигнализаций. У этих устройств, как и у сигнализаций, появилось понятие «статуса охраны», их можно использовать как сигнализацию.
Если срабатывает тревога в режиме охраны (открытие двери, включение зажигания) маячки автоматически пробуждаются и передают оповещение владельцу. Появился в них даже автозапуск – дополнительные выходы через внешний релейный модуль запускают мотор автомобиля по СМС-команде. Присутствует и возможность в буквальном смысле позвонить в собственную машину, правда, односторонняя – можно прослушать происходящее в салоне через микрофон маяка, а вот передать угонщику свое мнение о нем не получится.
Как найти GPS маяк в машине?
Для GPS-маяка скрытность установки обязательна, в противном случае при угоне он легко будет отключен. Герметичные модели маячков с автономным питание устанавливаются где угодно, однако это не всегда работает в плюс: все GPS-системы чувствительны к условиям размещения, качество приема сигнала от этого зависит очень сильно. Ничто не мешает по голливудской традиции закрепить маячок под днищем машины, однако «видеть» спутники он при этом откажется.
Чтобы обнаружить автомаяк стоит прибегнуть к логике: устанавливают их обычно незаметно, но с удобным доступом для замены батареек. То есть в первую очередь традиционно заглядываем за торпеду и бардачок, есть смысл заглянуть и внутрь центральной консоли. Не забывайте, что более-менее квалифицированный установщик не будет монтировать маячок рядом с массивными металлическими деталями кузова, поэтому не стоит искать его под обивкой крыши или внутри дверей. Модели с комбинированным питанием «вычисляются» проще, поскольку их приходится подключать к бортовой сети. Стоит искать в первую очередь под торпедой, поскольку там подключить питание проще. Модели с внешним резервным аккумулятором он выдает легко – даже у аккумуляторов с емкостью менее ампер-часа габариты велики, чтобы их было проблематично идеально скрыть в машине.
Как заглушить маячок?
Ошибкой будет глушение исключительно диапазонов спутниковой сети. Как мы уже писали выше, сохранив доступ к сигналу сотовой связи, маячок сохранит и возможность грубого геопозиционирования, успешно передавая координаты, несмотря на работу «глушилки».
Видео: Тест аксессуаров. GPS-маячки
Поэтому «давить» нужно именно сигнал сотовой связи, что не даст ни пройти запросу на прибор, ни посылке с координатами от маяка. В отличие от трекеров, которые в таких условиях продолжают «писать» координаты во встроенную память, маячки классического типа работают только по запросу, и заблокированная сотовая связь лишит маяк функциональности.
Лучшие автомобильные маяки на российском рынке
StarLine M66 M
Универсальный маяк, который может работать в 12- и 24-вольтовой сети. Резервного питания не имеет, хотя это исправляют при установке (классическая схема с питанием через диод и небольшим гелевым аккумулятором). Поддерживается подключение к CAN-шине, причем она используется и при диагностики автомобиля на базовом уровне. Возможно подключение внешнего реле блокировки или сопряжение с беспроводными блокирующим реле.
Поскольку главное неудобство у маяков такого типа – необходимость снятия и постановки на охрану через СМС смартфона или мобильное приложение, то сюда добавлен Bluetooth-модуль и две носимые радиометки. Таким образом, постановка и снятие с охраны происходят автоматически без участия пользователя, что гораздо удобнее. В роли метки используется и смартфон. GPS-маяк можно охарактеризовать как качественный, эффективный и удобный, но отсутствие у него резервного питания и негерметичный корпус накладывают определенные ограничения на применяемость.
StarLine M15 ЭКО
Самый дешевый маячок в линейке, собранный в водозащищенном корпусе и не требующий подключения – классический GPS-маяк. Работает с GPS и ГЛОНАСС, причем поиск спутников у него достаточно быстр. Поддерживается режим трекера – в настройках задаётся автоматическая передача координат на сервер StarLine с периодичностью от 1 минуты до 30 дней.
Видео: Автомаяк StarLine M15
Для питания использованы две батарейки, которых в среднем хватает на 2,5-3 года. Речь идет о функционировании с минимальной периодичностью автоотправки данных – в «тревожном» режиме, когда маяк не «засыпает» вообще, новый комплект батареек сядет уже через неделю-полторы.
АвтоФон SE-Маяк
Популярная модель, предоставляющая базовый функционал маяка и дополненная трехмерным акселерометром – он позволяет определять момент начала движения, автоматически отсылать оповещения в случае аварии. Источник питания – две батарейки CR123A. Менять их удобно, поскольку корпус собран на защелках, но эти же защелки не позволяют устанавливать устройство вне салона – корпус негерметичен.
ГдеМои M7
Один из самых дорогих автомобильных маяков. Собран в герметичном корпусе с неодимовым магнитом для простоты крепления. Питается от встроенного литий-ионного аккумулятора с емкостью 5400 мАч, которого хватает на срок до двух лет, после чего маячок придется заряжать. Если переключить прибор в режим автоотправки координат с периодичностью 15 минут, аккумулятор придется заряжать каждую неделю.
X-Keeper Invis DUOS
Особенность этого маяка – работа с двумя сим-картами, что удобно, да и к надежности дает бонус. Источник питания – две батареи CR123A, причем их заряд расходуется при минимальной частоте сеансов связи экономно. Маяк настраивается и через личный кабинет на сайте разработчика, что гораздо удобнее настройки СМС-командами. Кроме того, производитель предоставляет возможность переадресации данных на внешние серверы – например, таким образом можно сделать собственный сервер мониторинга для автопарка фирмы.