В систему кондиционирования салона автомобиля входит множество механических узлов и электронных компонентов. Поэтому даже несущественная поломка одного из механизмов будет причиной отключения всей системы. Давайте рассмотрим основные причины поломки автомобильного кондиционера, их признаки и простые способы диагностики. Поговорим об утечке фреона, периодичности обслуживания и проблемах с датчиками давления.
Почему кондиционер не включается?
Основные причины, из-за которых кондиционер в машине не работает в в жару:
- в системе недостаточное давление хладагента. Для эффективной работы кондиционера производителем рассчитывается необходимое количество газа фреона и масла (предназначено для смазывания компрессора). Если газа недостаточно, в системе снижается давление. Чтобы не повредить компрессор, обесточивается цепь включения электромагнитной муфты и автокондиционер в таком случае даже не включится. На автомобилях с компрессором постоянного вращения блок управления зарегистрирует низкое давление в системе и также заблокирует включение кондиционера,
- неисправность электрических компонентов: плавкие предохранители, реле, проводка, блок управления, электронная часть датчиковой аппаратуры, обмотка муфты компрессора. Также не стоит отбрасывать нарушение контакта из-за отгнивших или загнутых пинов, окислов,
- засорение дросселя, поломка ТРВС, который регулирует количество фреона, поступающего к испарителю. В таком случае нарушается циркуляция хладагента по системе,
- механическая поломка датчика давления, выключателя по высокому/низкому давлению, датчика количества оборотов вала компрессора,
- нарушение зазора между прижимной пластиной электромагнитной муфты и шкивом компрессора. Силы электромагнита в таком случае недостаточно для плотного сцепления муфты со шкивом. Если система оснащена датчиком числа оборотов вала, то электронный блок управления двигателем (ЭБУ) увидит несоответствие требуемых и фактических параметров. Чтобы не повредить систему, блок управления заблокирует включение кондиционера,
- выход из строя компрессора. В случае попадания внутрь мусора, образования коррозии или продолжительной работы без масла, компрессор клинит, перед этим успевая погнать в систему стружку.
Кондиционер машины не холодит
Давайте рассмотрим неисправности, при которых автокондиционер включается, но холодит слабо.
- Недостаточное количество хладагента. Характерный признак – шипящий звук из-под торпеды при включении кондиционера. Нередко в таких случаях появляется неприятный запах, свидетельствующий о наличии бактерий, грибка на сотах испарителя.
- Засорение испарителя. При включении кондиционера через охлажденный испаритель проходит воздух, а на сотах образовывается конденсат. Поскольку фильтр салона не может полностью очистить воздух от пыли и сора, со временем на сотах появляется грязевой налет. Если не следить за состоянием салонного фильтра, пыль, сор и пух с улицы очень быстро приведет к засорению сот испарителя. Вследствие этого через испаритель проходит меньшее количество воздуха, а салон хуже охлаждается в жару. Обязательный атрибут при этом – неприятный, затхлый запах из дефлекторов.
- Забитый конденсатор. В отличие от испарителя, соты конденсатора страдают от камней и грязи, которая попадает в них при езде на большой скорости. Загнутые и забитые соты препятствуют прохождению через них воздуха, вследствие чего нарушается отвод тепла. Если конденсатор недостаточно охлаждается, в системе сильно возрастает давление. Когда производительности вентиляторов недостаточно, кондиционер для сохранения целостности системы будет автоматически выключаться. Нередко в таких случаях в жару повышается температура двигателя.
- Низкая производительность компрессора кондиционера. Из-за больших утечек в секции нагнетания компрессор не может создать достаточное давление хладагента, вследствие чего кондиционер плохо холодит. Причина неисправности в большом количестве отработанных часов либо эксплуатации с недостаточным количеством масла. Плохое смазывание ведет к образованию задиров на трущихся парах, износу тефлоновых уплотнителей.
Как проверить, есть ли в системе фреон?
В домашних условиях проверить, какое количество фреона в системе, невозможно. Для подключения к штуцерам контуров высокого и низкого давления необходимы специальные фитинги и манометр. Своими руками вы лишь можете косвенно оценить, есть ли в системе давление.
Для проверки достаточно открутить пробку одного из штуцеров и слегка нажать тонким предметом на золотник. Для включения кондиционера в системе должно быть минимум 4-5 Атм. Но даже если вы сможете на слух по силе потока воздуха из- под золотника примерно оценить давление, вы не сможете узнать, сколько в системе грамм хладагента. В некоторых обстоятельствах давление в системе может быть достаточно для запуска компрессора, но самого фреона не будет хватать для нормального протекания физико-химических реакций внутри системы. Поэтому лучше всего обратиться к людям, которые занимаются диагностикой и ремонтом систем кондиционирования.
Видео: Кондиционер не включается на машине. Почему? Как проверить кондиционер?
Компьютерная диагностика
На большинстве современных автомобилей используется развитая система самодиагностики системы кондиционирования. Поэтому, если у вас автокондиционер вышел из строя, первым делом считайте коды неисправностей. Даже при отсутствующем блоке управления климат-контролем информация с датчика давления хладагента обрабатывается ECU (Engine Control Module). Вы не только можете увидеть коды ошибок, но и посмотреть в реальном времени расчетное давление в системе, разрешение на запуск компрессора, температуру испарителя и множество других параметров (их количество зависит от вида системы).
Самодиагностика способна выявить обрыв, короткое замыкание на массу/плюс ответственных цепей, недостоверный сигнал с датчиков. Такая информация поможет быстрее найти причину, из-за которой не работает кондиционер авто.
Проверка электрических цепей своими руками
- Вам потребуется контрольная лампа для проверки электрических цепей, простейший мультиметр с функциями прозвонки и измерения силы постоянного тока. Ниже представлена последовательность проверки элементов по алгоритму: от простого к сложному.
- Проверьте целостность предохранителя блока управления кондиционером, датчиков, компрессора кондиционера, вентиляторов.
- Проверьте питание на колодке реле (после включения зажигания на силовом выводе должен быть постоянный «+»), наличие управляющих сигналов. С помощью провода вы можете вместо реле перемкнуть силовые контакты. Если цепь исправна, вы услышите щелчок – муфта сомкнулась со шкивом компрессора.
Если реле отсутствует как таковое, питание на муфту подается блоком управления. На самом компрессоре вы увидите разъем с одним («+») либо с двумя проводами («-» и «+»). Проверьте, приходит ли к разъему питание при работающем двигателе и включенном кондиционере. - Прозвоните цепь от реле включения муфты компрессора до самой муфты. Силовой вывод муфты, на который реле при подаче управляющего напряжения на катушку подает «+» от АКБ, должен звониться на массу. Для проверки один вывод подсоедините к плюсу аккумулятора, второй на контакт в колодке реле. Если муфта не звонится, отсоедините разъем на компрессоре и измерьте сопротивления муфты (должно быть в пределах 4-6 Ом). Если с обмоткой порядок, проблема в проводке. Убедиться в обрыве можно с помощью мультиметра в режиме прозвонки.
На компрессорах постоянного вращения и комбинированного вида дополнительно можно проверить сопротивлении клапана (должно быть порядка 8 Ом).