Проводка ВАЗ 21103: особенности 16-ти клапанника

В заводской документации автомобиль ВАЗ 2110 с силовым агрегатом ВАЗ 21120 (93 л.с) с 16-ти клапанной головкой блока цилиндров принято обозначать индексом ВАЗ 21103.

А появление прогрессивной технологии в системе управления двигателем было обусловлено тенденциями автомобильного сообщества.

проводка ваз 21103Заводская цветная схема проводки ВАЗ 21103

Историческая справка

Прототипом для нового автомобиля, или как принято называть – платформой, послужила модель ВАЗ 2108.

Окрыленные успехом «восьмерки», ставшей первенцем среди отечественных переднеприводных моделей, автопроизводитель сосредоточил усилия на:

  1. Доработке кузова хэтчбек (ВАЗ 2108) в седан,
  2. Разработке нового силового агрегата.

Но в процессе работ в «восьмерку» было внесено множество изменений, что признали нецелесообразным для подобной реконструкции. По расчетам специалистов, цена автомобиля существенно возрастала, делая его неконкурентоспособным.

И тогда проект разделили на 2 направления:

  1. Создание модели с кузовом седан (ВАЗ 21099) (см. также схема электропроводки ВАЗ 21099) с максимальной унификацией деталей от ВАЗ 2108,
  2. Разработку новой платформы и нового силового агрегата «десятого» семейства.

схема электропроводки ваз 21103Заводская инструкция начинается с габаритных размеров ВАЗ 21103

Разработка проекта «110»

В 1985 году, когда проект был запущен, на международном автомобильном рынке появились новые модели:

  1. Opel Astra,
  2. Opel Kadett E,
  3. VW Golf Mk2,
  4. Daewoo Nexia.

Ряд технических решений использовавшихся в этих машинах были признаны перспективными.

И именно поэтому Тольяттинский автозавод пригласил к сотрудничеству по созданию и доводке новой платформы, имевшей обозначение проект «110» мировых производителей, принимавших участие в выпуске иномарок:

  1. Американскую фирму Delphi, разработавшую и поставлявшую систему впрыска топлива для ВАЗовских двигателей под брендом GM,
  2. Немецкую компанию Porsche, которая доводила ездовые параметры автомобиля по проекту ВАЗ 2108,
  3. Немецкого производителя Bosh, который поставляет и сегодня на авто конвейер систему управления двигателем.

Справочно: Помимо работ по доводке «восьмерки», специалисты компании Porsche совместно с отечественными инженерами трудились над созданием двигателя с 16-клапанной головкой.

И их наработки легли в основу целого семейства двигателя ВАЗ 21120.

В результате чего:

  1. Семейство ВАЗ в лице «восьмерки», «девятки» и «десятки» праву считается самым быстрым среди моделей Горьковского автозавода (см. также схема проводки ВАЗ 2110 инжектор),
  2. Управляемость моделей также довольно высока, поскольку предсерийные образцы тестировались на полигоне фирмы Porsche,
  3. Системы управления двигателем и нейтрализации вредных выбросов позволили двигателю вписаться в экологические нормативы ЕВРО 3.

схема проводки ваз 21103О модели и номере двигателя сообщает информационная табличка под капотом

Особенности электросистемы

Все переднеприводное семейство автомобилей ВАЗ имеет конструктивные особенности, повлиявшие на комплектацию и расположение электронных компонентов.

В частности, схема электропроводки ВАЗ 21103 имеет специфические отличия, которые зависят от типа применяемого контроллера:

  1. На силовом агрегате с 16-ти клапанной крышкой устанавливался контроллер М1.5.4N,
  2. Автомобиль мог комплектоваться контроллером «Январь-5.1»,
  3. Ряд моделей оснащались контроллером BOSCH MP7.0H.

Схема управления двигателем ВАЗ-21103 с контроллером «Январь-5.1»

Справочно: 16-ти клапанная конструкция имеет самое непосредственное отношение к нейтрализации вредных выбросов, тогда как 8-ми клапанная уже исчерпала свои возможности для модернизации.

Это всячески поддерживается производителем – достаточно посмотреть рекламное видео, где данные двигатели соответствуют требованиям ЕВРО 3.

Современные реалии

Современное поколение ВАЗ 21103 ведет свой отсчет с 1995 года – ровно через 10 лет после разработки и доводки предсерийного образца до полноценной модели.

В заводской номенклатуре данная модификация с 16-ти клапанным силовым агрегатом именуется LADA 110.

Удобный в обслуживании блок предохранителей взят из проекта «110»

Справочно: в семействе «110» есть еще один 16-ти клапанник ВАЗ-21124 (90 л.с.) с распределенным впрыском топлива и электронным управлением (см. также схема проводки ВАЗ 21124).

В иерархии отечественного автопрома ВАЗ 21103 позиционируется как автомобиль высокого класса, а его техническое оснащение подразумевает:

  1. электронную систему управления двигателем,
  2. бортовой (маршрутный) компьютер с функциями диагностики,
  3. гидроусилитель руля,
  4. электрические стеклоподъемники.

Справочно: первых несколько тысяч автомобилей оснащались карбюраторами, несмотря на установку электронной системы управления двигателем. Позже карбюратор заменили системой впрыска.

Фото подкапотной проводки ВАЗ 21103 на модификацию с карбюратором

Разновидности контроллеров

Постоянные поиски программного комплекса, способного полноценно контролировать работу силового агрегата в нормах ЕВРО 3, не могли не отразиться на технической комплектации автомобиля.

Это привело к тому, что на автомобиле ВАЗ 21103 разных лет выпуска установлены разные контроллеры:

  1. Январь 5.1.х,
  2. Bosch M1.5.4,
  3. Bosch MP7.0,
  4. Bosch M7.9.7,
  5. VS 5.1.

Контроллер Bosch M7.9.7 с серийной прошивкой B104CR02

Справочно: на контроллере производителем обязательно указывается версия установленной прошивки. Ее можно увидеть, если своими руками открыть корпус на этикетке под штрих-кодом ее заводской индекс.

Совместимость электронных компонентов

Поскольку контроллеры выпускались разными производителями, многие из них отличаются не только технически, но и коммутативно:

  1. Имеют собственный разъем, не совместимый с другими контроллерами,
  2. Отличаются количеством контактов и проводов,
  3. Имеют различные алгоритмы режимов (нет аппаратной совместимости),
  4. Контроллеры последних лет выпуска имеют встроенные коммутаторы, тогда как более ранние модели строились на модулях зажигания.

В частности, Bosch MP7.0:

  1. изначально создавался для автомобилей LADA 110, продаваемых на внешних рынках,
  2. имеет разъем на 55 контактов,
  3. не содержит ни программной, ни аппаратной совместимости с другими блоками,
  4. способен работать после модернизации на других типах ЭСУД.

Другие контроллеры, такие как Bosch M1.5.4, VS 5.1 и Январь 5.1:

  1. программно несовместимы друг с другом,
  2. имеют разную прошивку,
  3. но могут заменить друг друга (при этом изменится алгоритм работы двигателя).

Справочно: у каждого контроллера своя аппаратная реализация алгоритма впрыска топлива.

Чаще всего реализована одна из трех: либо одновременный впрыск, либо фазированный или попарно параллельный впрыск.

Каждый алгоритм впрыска имеет свои характерные особенности:

  1. комплектуется специальным ЭБУ,
  2. прошивается конкретной версией программного обеспечения,
  3. комплектуется отдельной проводкой.

Выводы

Основные трудности в обслуживании автомобиля ВАЗ 21103 вызывает работа электронных систем и их совместимость. Надеемся, что представленные в статье базовые знания помогут вам разобраться во всех особенностях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: