НПО «УльтраСтар», являющееся разработчиком и дистрибьютором противоугонных систем StarLine, по праву может считаться одним из «китов» современной индустрии. Главное конкурентное преимущество систем фирмы – это разумное сочетание функциональности с перечнем дополнительных функций: при желании в модельном ряду фирмы можно найти продукт и для бюджетного автомобиля, и для машины премиум-класса. Несмотря на прослеживающуюся в современности тенденцию к отказу от радиобрелоков дальнего радиуса действия, компания уделяет максимальное внимание криптостойкости радиоканала связи, использующего общий алгоритм во всех сигнализациях серии – от бюджетных до «элитных». В то время как многие производители по-прежнему пользуются вариациями на тему давно вскрытого одностороннего алгоритма шифрования Keeloq, системы «СтарЛайн» еще в прошлом поколении, полностью снятом с производства еще в 2015 году, полностью перешли на диалоговый протокол, защищенный 128-битным шифрованием по алгоритму AES.
Криптозащита сигнализации StarLine
Что это дает пользователю? Алгоритм шифрования AES является нереверсируемым, то есть неизвестны уязвимости, позволяющие прочитать содержимое шифрованного пакета без знания ключа. Поэтому в отношении таких шифров работоспособен только метод полного перебора комбинаций, которых в данном шифре может быть 3,4*1038 степени – даже с использованием мощной распределенной вычислительной сети для перебора за приемлемое время в современности нет подходящих технических решений. Поэтому шифрование AES128 де-факто стало стандартом, причем в областях, когда потеря секретности пакета может стоить гораздо дороже, чем Ваш автомобиль – в банковском деле, при хранении данных национальными службами безопасности и так далее. Для угонщика же вскрыть протокол сигнализаций StarLine с использованием кодграббера не представляется возможным в принципе.
Однако надежность защиты криптокода, дополненная диалоговым протоколом (после получения команды от радиобрелока сигнализация запрашивает подтверждение в виде закодированной уникальным ключом задачи, которую радиобрелок должен корректно разрешить) на практике имеет и определенные минусы, которые следует учесть:
- увеличивается время реакции на команды, так как для сохранения баланса между энергопотреблением сигнализации и вычислительной мощности процессора разработчикам приходится идти на жертвы, в итоге шифровка-расшифровка посылок может занять заметное время,
- возрастает вероятность непринятия валидной кодовой посылки в условиях сильных радиопомех (например, на стоянке супермаркета, когда канал 433 МГц перегружается большим количеством сигнализаций) – принятая с помехами кодовая посылка игнорируется сигнализацией,
- радиобрелок StarLine с равной периодичностью автоматически пытается установить связь с основным блоком сигнализации, чтобы поддерживать актуальную информацию о ее состоянии – поэтому даже при редком использовании ресурс батареек невелик (в среднем месяц-полтора).
С переходом на современную модульную платформу для рядового покупателя возникла опасность путаницы. К примеру, одна и та же модель сигнализации может продаваться как в «пустой» комплектации, так и с дополнительными модулями – в итоге установщикам часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда клиент обращается с комплектом без CAN-модуля, имея машину, на которой использование аналогового подключения излишне трудоемко или нерационально, особенно в случае с автозапуском (аналоговый вход, по которому осуществляется контроль работы двигателя, весьма капризен и на ряде автомобилей, например, современных Citroen, не может использоваться адекватно).
Поэтому мы можем для сигнализаций StarLine дать следующую рекомендацию: эти системы требуют профессиональной установки, и выбор комплектации нужно возлагать именно на установщика, а не полагаться на советы консультантов в магазинах.
Видео: Автосигнализация 2016 года StarLine Expert
Рейтинг-обзор модельного ряда StarLine
Бюджетный сегмент
1. StarLine E63
Топовая модель бюджетного сегмента, правда, с одним «но» – в него она попадает только в «пустой» комплектации без дополнительных плат расширения. Поэтому сейчас мы будем говорить именно о базовых возможностях данной сигнализации, без CAN-модуля и телематической системы.
Помимо традиционных зон контроля (датчик удара, открытие дверей/капота/багажника), E63 предлагает нам встроенный трехмерный акселерометр, дающий возможность оповещения о попытке буксировки или поддомкрачивания автомобиля. Оба датчика, как и на всем современном поколении StarLine, встроены в сам центральный блок сигнализации, что несколько ограничивает выбор мест для установки блока, зато великолепно компенсируется удобством настройки – уровни срабатывания датчиков настраиваются непосредственно из сервисного меню брелока, и их всегда можно будет быстро скорректировать без отвертки и поиска места, где установлены датчики, если у владельца возникнет такая необходимость. Настройка, естественно, возможна только в случае, если автомобиль снят с охраны.
Адаптивность системы к современным автомобилям находится на высшем уровне – все дополнительные каналы имеют гибко программируемый функционал и при установке могут быть использованы согласно практически любой потребности. Настраивается как условие активации выхода, так и типа срабатывания (импульс/триггер), для импульсного режима – длительность срабатывания.
Модульность позволяет владельцу в дальнейшем расширить функционал своей сигнализации:
- Подключить GSM/GPS-модуль, чтобы воспользоваться всеми преимуществами телематического управления.
- Установить внешний модуль автозапуска (совместно с платой CAN-интерфейса на ряде автомобилей возможна реализация бесключевого обходчика штатного иммобилайзера, то есть установщику не придется извлекать чип из одного штатного ключа).
- Подключить внешний GSM-маяк StarLine.
Однако надо учесть, что для этого потребуется демонтаж центрального блока сигнализации (платы расширения устанавливаются непосредственно внутрь), что при квалифицированной установке сигнализации крайне трудно.
2. StarLine A93 ECO
Видео:Сигнализация starline a93 can lin gsm eco
Приставка ECO, появившаяся впервые в семействе GSM-маяков StarLine, означает сниженное энергопотребление. Для владельца автомобиля, редко используемого или имеющего аккумулятор небольшой емкости, выбор такой системы будет оправданным – вероятность обнаружить аккумулятор разряженным в «ноль» снижается.
Функциональность A93 от E63 фактически не отличается, так как аппаратная платформа у сигнализаций одна. Допустима установка всех тех же плат расширения, причем плата CAN-интерфейса позволяет реализовать косвенную блокировку запуска двигателя непосредственно по цифровой шине. Основные различия между сигнализациями – в дизайне основного брелока (причем дополнительный брелок-метка в базовом комплекте A93 ECO отсутствует, в то время как у E63 есть) и уровне энергопотребления.
3. StarLine A63
«Младшая» модель в бюджетной серии основана, тем не менее, на все той же аппаратной платформе, что и A93, поэтому позволяет точно так же использовать все те же платы расширения и обладает сниженным энергопотреблением. Одинаков и дизайн радиобрелоков, отличие в комплектации только в отсутствии сирены (зато есть второй брелок-метка, похоже, универсальность платформы сыграла с маркетологами StarLine злую шутку – заполнять модельный ряд приходится со странными ухищрениями). Впрочем, и инструкция по установке у всех трех сигнализаций одна и та же – с учетом мало различающейся цены принцип выбора прост: если нужно снижение энергопотребления и хочется, к примеру, поставить автономную сирену – стоит выбрать A63, достаточно и штатной – можно купить A93 (помня об отсутствии в базовом комплекте второго брелока), если же вопрос энергопотребления не критичен – есть E63.
Средний ценовой сегмент
1. StarLine E95 ВТ 2CAN+LIN
Сигнализация, основанная на ECO-версии платформы, имеет уже установленный CAN-модуль, на основе которого могут быть реализованы:
- валидация вводом секретного кода на штатных кнопках в салоне автомобиля (в этом случае код будет необходимо набирать каждый раз после снятия автомобиля с охраны),
- бесключевой обход иммобилайзера на ряде автомобилей (перечень доступен на сайте производителя),
- косвенная блокировка запуска по CAN-шине.
Также в базовую комплектацию входит модуль автозапуска. Наиболее же интересной особенностью данной модели является возможность использования смартфона как метки авторизации – после установки на него соответствующего приложения он сможет соединяться по Bluetooth с центральным блоком сигнализации, реализуя функцию «свободные руки» (для снятия автомобиля с охраны достаточно будет подойти к нему). Однако и ресурс аккумулятора в телефоне это заметно снизит.
Сигнализация может использоваться и в режиме Super Slave, когда для управления автомобилем будет по-прежнему использоваться штатный радиоключ, а брелок StarLine будет служить меткой авторизации. Основная идея такого режима в отсутствии необходимости носить ключи от автомобиля и брелок сигнализации вместе, что мешает угонщику просто украсть их, однако есть и минус – для открытия дверей нужно взломать только код штатного радиоключа, после чего угонщик может заглушить радиоканал (перекрывается возможность оповещения владельца о вскрытии) и начать работу с автомобилем, поэтому использовать сигнализацию в подобном режиме стоит только с установкой как минимум электромеханического замка капота, чтобы затруднить деактивацию сигнализации.
2. StarLine B64 CAN+LIN
Видео:Автосигнализация StarLine B64 Can Slave обзор
B-серия также основана на платформе ECO, однако имеет ряд усовершенствований: во-первых, вместо традиционных силовых реле, выдающих свое местонахождение щелканием, в цепях блокировки и автозапуска использованы бесшумные полупроводниковые ключи. Во-вторых, увеличена ударопрочность брелока, лишенного каких-либо выступающих частей.
В сигнализации сохранен разъем для подключения внешнего двухуровневого датчика (датчики удара и наклона/качения так же, как и в других сигнализациях StarLine, встроены в центральный блок). Поэтому B64 можно рекомендовать для автомобилей больших габаритов (микроавтобусов, минивенов) – к ней можно подключить второй датчик удара для задней части автомобиля или датчик объема.
3. StarLine A66
Сигнализация имеет возможность авторизации владельца с использованием смартфона, в остальном же ее функционал и возможности расширения аналогичны остальной A-серии в версии ECO. Главное ее отличие в модельном ряду – это возможность диагностики автомобиля при наличии подключения к CAN-шине и установленном модуле GSM-интерфейса: оповещения будут передаваться на телефон владельца и в его личный кабинет на сайте starline.online.
Противоугонные комплексы: премиум-сегмент
1. StarLine X96 Победит
Видео:StarLine X96 обзор и комплектация
«Победит» является топовой моделью в текущем поколении StarLine, соответственно, его владелец получает доступ ко всем функциям, так или иначе реализованным в младших выпусках, включая авторизацию Bluetooth Smart, возможность считывания диагностической информации с CAN-шины и так далее. Помимо основного блока и набора плат расширения, в комплект поставки входят:
- Автономный GPS-маяк M15 ECO, что позволит следить за расположением автомобиля даже после удаления угонщиком центрального блока сигнализации (после этого, не зная о наличии дополнительной «закладки», радиоглушение отключают).
- Электромеханический замок капота.
- Модуль обхода штатного иммобилайзера (полезен в случае, если работа бесключевого обхода по CAN-шине на конкретном автомобиле не реализуема).
НПО «СтарЛайн» заключило договоры с ведущими страховаыми компаниями, которые при установке комплекса «Победит» предлагают значительные скидки на КАСКО. Высокую цену комплекта (аналог которого можно собрать и на основе «младших» серий с дополнительными модулями) это в определенной мере компенсирует.
2. StarLine M96 SL
Видео: Умное решение. StarLine M96XL для Toyota LC200 2016.
Основной упор в данном комплекте сделан на интеллектуальные возможности сигнализации – помимо все той же онлайн-диагностики и Bluetooth-авторизации владельца, здесь присутствует возможность автоматического обновления прошивки по GPRS-каналу сотовой связи, а сам GSM-модуль поддерживает работу с двумя SIM-картами, что удобно для часто путешествующих людей – в отличие от телефона, где заменить SIM-карту нетрудно, после квалифицированной установки в сигнализации это отнимет несколько часов с немалыми трудозатратами.
В комплект поставки входят дополнительные Bluetooth-метки, которые хозяин может использовать вместо смартфона. Автономность их гораздо выше, а занимаемое ими место – минимально, поэтому такое решение заслуживает похвалы.
3. StarLine D95 BT CAN+LIN GSM GPS
D-серия разрабатывалась для владельцев внедорожников. Специализация, правда, здесь достаточно условна, если рассматривать сигнализацию на практике: угловатый брелок тяжелее, чем у прочих серий, и имеет повышенную ударопрочность, но называть это «специальным» выпуском было явно решением маркетологов, а не инженеров.
В остальном же сигнализация реализует тот же функционал, что и любая другая с полным набором плат расширения. Комплект поставки в первую очередь примечателен наличием внешней GPS/ГЛОНАСС-антенны и радиореле блокировки двигателя, в других комплектах отсутствующих.